(«Михкель», реж. Ари Алесандер Магнуссон, Исландия-Норвегия-Эстония, 100
мин.)
П.И.Филимонов
Несколько лет назад мы с друзьями
шутили о том, что хотим написать книгу. Книга должна была называться «Истории,
которые мы так любим» и состоять из нескольких десятков историй, основанных на
реальных событиях, произошедших лично с нами или с нашими знакомыми и после
послуживших пищей для пересказывания друг другу. Было время, когда мы
очень любили рассказывать друг другу такие истории. Потом подостыли,
развлечение это, как и всё на свете рано или поздно, утратило свою новизну.
История должна была содержать в себе значительное вступление, какую-то интригу,
и содержать неожиданную для слушателя развязку. При этом быть достаточно
короткой и предваряться фразой «Хочешь, я расскажу тебе историю из числа тех,
которые мы так любим?»
Приведу пару примеров. Вот
классический: «Мой приятель коллекционирует пробки от пивных бутылок. И вот я
иду вчера по улице, и вижу - пробка впереди блестит. Я думаю, подойду, подниму,
кажется, она иностранная, у него, может быть, такой нет, я ему подарю, он
обрадуется. Подошёл, поднял, посмотрел, нет, не иностранная, обычный Алекок».
Или вот ещё одна: «Лежу я на пляже и
загораю. А рядом стоит бутылка с водой, и прибой начинается. Я думаю,
надо бы встать и передвинуть бутылку, а то прибоем унесёт. Но вставать было
лень. Продолжил лежать. Унесло».
Всё это было несколько лет назад,
но когда я смотрел исландско-эстонский фильм «Михкель», всё снова очень хорошо
вспомнилось. Сценарная основа исландско-эстонского художественного фильма «Михкель»
представляет собой примерно такую же историю из реальной жизни, никак не
обработанную или, ну ладно, откуда я могу знать, возможно, обработанную, но
никак не продолженную, никак не улучшенную, никак не закрученную. Просто основано
на реальных событиях. Я как-то всё время думал, что «основано» - это значит
именно что основано, что затем сценаристы и режиссёры берут эту основу, добавляют
в неё характеров, психологии, возможно, каких-то поворотов сюжета, и получается
у них на выходе крепко сколоченный криминальный фильм, в каковом жанре и
пытался работать режиссёр фильма Ари Александер Магнуссон. Но зачем
заморачиваться, история и в чистом виде довольно занимательна, казалось бы. Есть
одно маленькое но. Она занимательна в качестве пятиминутного устно
рассказанного курьёза. Взял эстонский чувак и поехал в Исландию перевозить в
себе капсулы с наркотиками. А потом что-то пошло не так, и он не сумел эти
капсулы из себя, простите, извлечь естественным путём. И умер от кишечной
непроходимости.
И это я не спойлерю. Я только что
сэкономил вам сто минут вашей жизни. Я рассказал вам весь сюжет фильма «Михкель».
Весь целиком. Полностью. За исключением, может быть, маленьких флэшбеков в
детство главных героев, которые в фильме, на самом деле, никакой полезной
нагрузки не несут. Ну и не упомянул о возлюбленной Михкеля, красивой девушке в
исполнении Майкен Шмидт, что делает эту красоту нисколько не удивительной.
Девушка, впрочем, тоже, по сути, не нужна в фильме ни для чего. Функция её
исключительно вспомогательная, она служит подпоркой для некоторых сюжетных не то что даже
ходов, а как бы это выразиться, сцепок, чтобы герою было с кем разговаривать и было
кому рассказывать о своих злоключениях.
Мы, когда рассказывали эти
истории, хотя бы понимали всю их ценность для мирового разговорного жанра и не
пытались драматизировать их диалогами или растягивать на сто минут. Ари
Александер Магнуссон попытался. Имел право, конечно. Но в следующий раз, когда
он предложит мне показать одну из тех историй, которые мы так любим, я не
поведусь. Пусть рассказывает, как все нормальные пацаны, укладывается в сорок секунд и не тратит моё время.
Комментариев нет:
Отправить комментарий