Перетягивание каната с
надеждой
(«Убийство священного оленя»,
реж. Йоргос Лантимос, Ирландия-Великобритания, 121 мин.)
П.И.Филимонов
Предыдущий фильм Лантимоса с Колином Фарреллом, «Лобстер», был хорош и
многозначен, открыт к многочисленным интерпретациям. Новая совместная работа –
хороша, но однозначна. Что парадоксальным образом, быть может, даже идёт фильму
на пользу. И раньше-то, в более медленные времена, давать зрителю шанс подумать,
прикинуть, проанализировать и выстроить разные версии чо-как, было сомнительным
ходом. В наше же сверхбыстрое время этим вообще лучше не увлекаться. Мало ли
что он там может напридумывать. Человек – существо адаптивное, с большим
потенциалом выживаемости. Если дать ему подбивать концы самому, он непременно
выкрутится.
«Убийство священного оленя» лишает зрителя такой надежды. Предупреждаю заранее
- вот как раз верящим в разумное, доброе
вечное, сеятелям и гуманистам этот фильм просто лучше не смотреть. Вряд ли он
радикальным образом повлияет на их мировоззрение, это, для одного отдельно
взятого кинематографического опуса, было бы слишком, но стакан Лантимоса – в этом
кино – не то, что наполовину пуст, он выпит до дна и перевёрнут для
наглядности.
Отчасти новый фильм Лантимоса напоминает классику жанра – «Теорему»
Пазолини, «Забавные игры» Ханеке, немного даже «Боргмана» Алекса ван
Ванмердама, но как-то проще, приземлёнее, понятнее (особенно по сравнению с «Боргманом»).
Мотивы прозрачны, действие сюрреалистично лишь малой своей частью, ровно
настолько, насколько это необходимо для придания сюжету элемента неприятной,
залезающей под кожу мистики, которая всегда присутствует в такого жанра
фильмах.
В жизни удачливого во всех отношениях кардиолога Стивена в исполнении Колина
Фаррелла появляется загадочный мальчик Мартин (Барри Кьоан), которого тот зачем-то обхаживает и ублажает. Загадочность
мальчика объясняется достаточно скоро и достаточно просто. Это сын бывшего
пациента Фаррелла, который умер у него на операционном столе. Естественно сын
винит в смерти отца кардиолога. И придумывает логичную схему возмездия. Младший
сын Фаррелла и его прекрасной супруги Николь Кидман заболевает необъяснимой
болезнью. Никакие врачи не могут выявить причин, никакие врачи не могут
предложить действенный путь исцеления. Мартин сообщает Стивену, как будет дальше развиваться болезнь, и говорит о том, что
точно таким же недугом заболеют и его старшая дочь, и его жена. И все трое
умрут, если он не сделает выбор. Возможность выхода заключается в том, что
Стивен может сам, по своему выбору, убить любого из трёх членов своей семьи и
тем самым спасти двух остальных. Один член семьи за одного члена семьи, всё справедливо как будто бы.
И начинается перетягивание каната с надеждой. Как зрителям, нам хотелось бы
верить в лучшее, в то, что есть какой-то другой выход, что режиссёр возьмёт и
повернёт всё новой стороной, о которой никто не думал. Да, бывает такое, что
эта новая сторона становится ещё хуже, чем предложенный изначальный выбор, но
это всё равно было бы какое-то развитие, которое бы показало нам, что в жизни всё
сложнее, чем кажется и так далее.
Но не таков Йоргос Лантимос. Он не переворачивает ситуацию, не вводит
никаких дополнительных факторов. Несмотря на все трепыхания Колина Фаррелла –
которому, как ни странно, очень хорошо второй Лантимосовский фильм подряд
удаются роли слабых и сломленных жизненной ситуацией героев – никаких новых
возможностей не вскрывается. Всё идёт так, как предсказал Мартин, ну или почти
так. С женой ничего не происходит. Это единственная выбивающаяся из общего
течения событий неувязка. Если дочь довольно быстро следует в своей болезни за
братом, то с женой Стивена ничего не происходит. Проклятие Мартина – или что
там – её не берёт. Возможно, и этим Лантимос хотел нам что-то сказать, а мы не
поняли. Возможно, и самому Стивену следовало зацепиться за этот факт и
попытаться что-нибудь из него извлечь. Но и он этого тоже не сделал, не уловил
намёка собственного творца, если он и был. Так что ему ничего не остаётся, как
продолжить выбирать, кого же из своей горячо любимой семьи он будет убивать. А
нам – следить за этим.