Как пойти туда, не знаю, куда, и принести то, не
знаю, что. Практическое руководство.
П.И.Филимонов
«Мимозы» (Испания-Марокко-Франция-Катар), режиссёр
Оливье Лакс
Очевидно, если поймать режиссёра Оливье Лакса и как-нибудь с пристрастием
его пытать, он сможет всё рассказать и объяснить. Потому что он совершенно
точно что-то да имеет в виду. Под всей этой глубокосмысленностью явно что-то
скрывается. И он знает, кому, как не ему. У меня целый ряд вопросов к автору. Что
означают те три части, на которые разбит фильм, и как коррелирует их название с
происходящим на экране. Кто и откуда этот маленький, фальцетный человек, весь фильм
отчаянно напоминавший мне российского актёра Антона Шагина в любой из ролей –
столько же истерики, ничем не мотивированных жестов и какого-сто странного при
всём при этом отрицательного обаяния, приковывающего к нему взгляд. И самое
главное – почему фильм называется «Мимозы»? Какие мимозы? Куда мимозы? Откуда мимозы? В каком
месте мимозы?
Я почему спрашиваю? Я сам очень люблю озаглавливать свои художественные
тексты ассоциативно, таким образом, что это название в связи с этим текстом
что-либо говорит только лишь мне одному. Подозреваю, что у Оливье Лакса с этим фильмом
дело обстоит точно так же. Но я всегда могу объяснить, если меня попросить, всю
ту сложную цепочку ассоциаций, которые привели меня к этому названию. Как бы
выведать это у Оливье, неизвестно.
О том, что в этом фильме сложилось. В смысле паззла. Это совершенно точно
роуд-муви. Арабский, мусульманский, суфийский (исключительно из аннотации
черпаю это последнее знание) роуд-муви. Потому, что он мусульманский и
суфийский, возможно, нам, простым европейцам, и не понять, куда они двигаются и
зачем. То есть, на протяжении определённой части фильма, с этим вопросов не
возникает, их цель многократно проговаривается, и выглядит вполне внятной. Подходяще
для мистического роуд-муви. Маленькая проблемка возникает только тогда, когда
эта цель – достойно похоронить достойного человека у него на родине – в силу
некоторых сюжетных перипетий рассасывается, как говорил Анатолий Михайлович
Кашпировский, сама собой. Оставшихся в живых героев это ничуть не смущает, они
продолжают двигаться. С этого момента становится особенно непонятно, куда и
зачем. Меняется иерархия персонажей –
что, кажется, играет какую-то роль в том, что нам собирался сказать
Лакс. Шагиноподобный Шакиб Бен Омар, которого до этого ни попутчики, ни зрители
не воспринимали всерьёз, вдруг как-то резко оказывается на вершине нравственной
(?) пирамиды и оттуда сверху учит харизматичного до этого момента Ахмеда жить. Причём
тот подчиняется, осознавая, видимо, порочность своего поведения в ответственный
момент.
Хотя, ну опять же – ну а как должен был повести себя нормальный человек?
Броситься с голыми руками против огнестрельного оружия? Сам погибай, а товарища
выручай? Да, но возможно ли было выручить товарищей в той ситуации в принципе?
Скорее, нет. Пуля всегда двигается быстрее человека.
Природа красивая. Вот что да, то да. Картинка этой бесконечной пустыни, по
которой двигаются персонажи фильма в разных составах в разное его время –
умиротворяет. Вроде бы ничего, кроме камней, песка, гор и отдельно попадающихся
ручьёв, но как-то что-то всколыхивается в глубинах даже северного организма.
Может быть, и это тоже относится к числу посылов Оливье Лакса? Природа вечна,
человек бренен, в движенье мельник жизнь ведёт, в движеенье… как-то так, что
ли?
С точки зрения практического знания фильм обогащает информацией о том, что
самый простой способ преодолеть пустыню – это такси.
А мне, неуклонно проповедующему кинематограф, в основе которого, прежде всего,
лежит внятная история, приходится в очередной раз констатировать провал своей
системы восприятия перед так называемым «поэтическим кино». Поэзию, хочется
перефразировать ещё одного классика, оставь Елизавете.
Комментариев нет:
Отправить комментарий