Наша жизнь с точки зрения («Присутствие»/”Presence”, реж. Стивен Содерберг, США, 85 мин.)
П.И.Филимонов
Кто-то написал, что после этого фильма Стивена Содерберга фильмы о привидениях и призраках уже никогда не будут восприниматься по-старому. Не уверен, мне кажется, это вообще довольно лимитированный по своим выразительным средствам жанр, и сказать в нём новое слово довольно трудно. Содербергу удалось, путём одного очень логичного хода. Удивительно как раз то, что никто не додумался до этого раньше. А дальше можно разбрасываться сколько угодно большими словами – что он закрыл жанр, переизобрёл его и прочее, прочее. Не думаю, что это так. У подобного рода нишевых жанров есть свои традиции, и они будут продолжаться, просто все будущие режиссёры такого рода фильмов будут держать содерберговское «Присутствие» в уме.
Простой логический ход, до которого никто раньше не додумывался, заключается в том, чтобы показать события в доме с привидением с точки зрения самого, собственно, привидения. Ну а что, раз вы, авторы-режиссёры, наделяете эту, как говорили в шоу «Битва экстрасенсов», сущность сознанием и мотивацией – логично будет предположить, что это – какая-никакая, но личность. Со своими взглядами на ситуацию и своим представлением о добре и зле. Что она вроде той собаки, всё понимает, только сказать не может. Или, в данном случае, сделать. Хотя странно, конечно – как книжки с места на место перекладывать, так оно пожалуйста, а как действительно человеку помочь, так сразу бесплотность и не могу дотронуться? Не стыкуется что-то немножко у Содерберга.
Как, мне показалось, не очень стыкуется и главный твист «Присутствия». Нам, конечно, на протяжении фильма намекают, точнее даже говорят прямым текстом через медиумный рот, что у этого конкретного привидения, вдобавок ко всему, ещё и какие-то временные сдвиги в голове (если это можно назвать головой), и оно путает прошлое, настоящее и будущее. Ну ладно, мы это услышали и запомнили. И всё равно -когда главный твист открывается нам полностью, я попытался переуложить в голове всю историю с учётом этого нового знания. У меня не получилось, но вполне вероятно, что дело во мне, у меня всегда были сложности с пониманиями парадоксов времени, сериал «Тьма», к примеру, меня в своё время просто сломал.
Так что моё предложение будет такое – не забивать свои хорошенькие головки тщетными усилиями всё понять, а просто отпустить, поверить Содербергу, что он это всё продумал, что там всё сходится и бьётся, и насладиться зрелищем. Фильм это вполне позволяет. Он короткий, динамичный, история (если к ней не возвращаться в самом конце фильма) предельно простая и понятная, привидение – дикое и симпатишное.
Приём привиденческого ПОВ, кстати, говоря, тоже ничуть не напрягает, оно, по Содербергу, видит всё не в каком-нибудь инфракрасном или ультрафиолетовом изображении, как классические Терминатор и Хищник, а так же, как мы.
К тому же это немножко фильм для ленивых зрителей. Кроме всё того же ломающего голову и потому необязательного к осмыслению твиста в «Присутствии» нет никаких подводных камней – всё показывается и разжёвывается. Менее интересно от этого не становится. Хотя, справедливости ради, страшным этот фильм назвать никак нельзя. Он занимательный, изобретательный, остроумный в смысле хитропридуманности, но не пугает никогда ни разу. Как будто получается, что раз уж мы смотрим историю с точки зрения сущности, то чего нам уже бояться, мы – получается – и есть она.
Получилась, в общем, безделушка, но со вкусом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий