Неизвестное о неизвестном («Ли»/“Lee“, реж. Эллен Курас, Великобритания, 116 мин.)
П.И.Филимонов
Байопики можно поделить на две части. То есть, конечно, что угодно можно
делить на сколько угодно частей, в зависимости от намерений делящего и его же
критериев и так далее – но я должен закончить мысль. Так вот, условно можно
различить байопики о людях, которые зрителям известны – и, как мне кажется, с
ними сложнее, потому что у каждого из нас есть какое-то представление, ну вот
хоть например, о жизни Наполеона. И есть байопики о людях, широкой
общественности не известных, но на что-то там повлиявших, изобретших что-то
важное, породивших какой-то канон, о существовании которого все знают, но мало
кто задумывается о его создателе. Фильм «Ли» - из второй группы.
То есть, опять же, возможно, это всего лишь моё почти нулевое знакомство с историей фотографии тому причиной, но о существовании фотографа Ли Миллер я до этого кино не знал. Так что я не могу ни к чему в изложении её биографии придраться, по той простой причине, что ничего про эту биографию мне известно не было. Играет её в фильме Кейт Уинслет и делает это, в первую очередь, смело. В своём не очень юном возрасте Уинслет, например, совершенно не стесняется раздеваться на камеру, и надо сказать, стесняться там нечего. Но это, конечно, очень поверхностное наблюдение, и не в раздевании дело - хотя и без него куда ж.
Уинслет играет журналистику какой она была в годы расцвета, когда для того,
чтобы добыть эксклюзивный материал или первым зафиксировать какое-либо явление,
нужно было присутствовать на месте лично, преодолевать преграды, порой
рисковать жизнью и нарушать законы. И Ли Миллер делает это всё не из какого-нибудь
там чувства миссии, не потому, что она героиня и пассионария – и вот это мне
кажется наиболее ценным в том, что нам показывает своей игрой Кейт Уинслет.
Персонажка Кейт вполне себе любит жизнь, мужчин, вино, вообще сибаритский стиль
жизни, походить нагишом по саду и поэпатировать современников. Но всё это она
может себе позволить в том числе и потому, что она хорошо делает свою работу.
И мне кажется, что посыл фильма – именно в этом. В том, что для того, чтобы
войти в историю и оказаться героиней байопика, не обязательно проявлять
какие-нибуль исключительные человеческие качества и ложиться грудью на
амбразуру, достаточно просто хорошо выполнять свою работу и относиться к ней
ответственно и серьёзно. Ведь то, что Ли Миллер фотографирует жертв холокоста и
вообще доносит до читателей модных журналов неприглядную сторону нацизма – она
делает не потому, что она преисполнена священного долга, а исключительно
потому, что она профессионал и считает это своей профессиональной обязанностью.
А так вообще она к тому же ещё и жена, и мать. То есть, женщина в
достаточно классическом традиционном понимании этой роли, какой она была в
середине двадцатого века. Тем, как мне кажется, и ценнее её роль в истории
мировой фотографии, которую я, как уже говорилось, не знаю совсем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий