вторник, 27 августа 2024 г.

Тяжёлая жизнь лудомана

 

Тяжёлая жизнь лудомана («Смерть – это проблема живых»/“Kuolema on elävien ongelma“ реж. Теэму Никки, Финляндия-Италия, 97 мин.)

П.И.Филимонов

В анонсах фильм Теэму Никки отчего-то объявлен комедией. Это и так, и не совсем так. В фильме, несомненно, есть смешные моменты, главным образом связанные с уникальным диагнозом второго главного персонажа, Арто, про которого в результате обследования выясняется, что у него нет головного мозга. Не то, чтобы совсем нет, какие-то остатки всё-таки присутствуют, но они как-то настолько периферийно распределены по черепной коробке, что фактически можно сказать, что в голове у Арто – одна вода. На его когнитивные способности, однако, этот факт никак не влияет.


Арто устраивается на работу к Ристо, у которого довольно странный бизнес – частный катафалк. Во всяком случае такое впечатление складывается из фильма. Ристо принимает заказы по перевозке трупов от места смерти до морга и их же, но уже в гробах, от морга до кладбища. В том числе имеет дело и с, скажем, покойниками сомнительного происхождения. То есть, вокруг него крутится изрядное количество криминальных элементов.  И платят Ристо в том числе и за то, что он не задаёт лишних вопросов. А деньги Ристо нужны всегда, потому что Ристо – лудоман. Ристо играет во всё и при любых условиях. Если у Ристо на руках есть хоть какие-то деньги, и кто угодно предлагает ему какую угодно азартную игру, Ристо соглашается, и не имеет ровным счётом никакого значения, чьи это деньги, и насколько пострадает человек, которому деньги принадлежат.

И вот они сходятся, лёд, значит, и пламень. Оба уходят из семьи, Ристо по понятным причинам – его жена больше не может жить с человеком, который набрал на её имя долгов, заложил и перезаложил их квартиру и обманывает даже её маму-алкоголичку, выманивая у той деньги якобы на подарок сыну. Арто – потому, что его жена перестаёт с ним спать, поскольку не хочет ребёнка от безмозглого человека, плюс разбалтывает о его физиологической особенности всем их друзьям и знакомым.  

Жить им негде, потому что деньги, которые парочка намеревалась потратить на гостиницу, Ристо благополучно проиграл, так что они спят в катафалке, который, таким образом, становится им домом. Но смерть является проблемой живых не в этом смысле, броская фраза, вынесенная в название фильма, связана совсем с другой историей. Ристо и Арто натыкаются на крайне выгодную работу. Дочь одной перевезённой Ристо покойницы – серьёзная женщина с серьёзным бизнесом, она занимается съёмками и стримингом в сеть русской рулетки. Натурально, к ней приходят отчаявшиеся люди, она выдаёт им револьвер с одной пулей в барабане и снимает их попытки на видео. Если человек не убил себя первым же выстрелом, он получает пять тысяч евро, с каждым последующим нажатием на спусковой крючок  сумма удваивается. Разница с классической русской рулеткой заключается только в том, что крутить барабан, на горе Леониду Якубовичу, между выстрелами нельзя. Зрители могут делать ставки, остановится ли доброволец вовремя, или они увидят очередное самоубийство в реальном времени. За унесённые и спрятанные в конце съёмки трупы Ристо и Арто теоретически должны получать по десять тысяч в день.

Теоретически, потому что не забывайте, Ристо – лудоман. А тут дело с чистого вида азартной игрой, выше ставок-то и не бывает, пожалуй.

И ровно в этот момент фильм Теэму Никки перестаёт быть комедией, и становится чем-то вроде нуарной драмы о любви, дружбе, отношениях и азарте. Увлекательно выходит за рамки жанра. И в целом жалеть об этом не приходится.

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий