Феминизм до того, как это стало модным
(«Вдова Клико»/“Widow Clicquot“, реж. Томас Нэппер, США-Великобритания-Франция, 91 мин.)
П.И.Филимонов
Меня поражает умение современных кинематографистов снимать байопики.
Точнее, искать материал для байопиков там, где, казалось бы, и материала
никакого нет, а есть только всем известный материальный, например, продукт. Не
так давно мы имели возможность видеть байопик про чувака, который придумал одну
конкретную, пусть и очень популярную модель кроссовок. Теперь вот история жизни
(точнее, первой её половины) Барб-Николь Понсарден-Клико, известной нам только
по вкусу одноимённого шампанского, да и то не всем, а только тем, кто хоть раз
в жизни смог себе этот напиток позволить.
Она овдовела в молодом возрасте, а мужа любила безумно, поэтому, несмотря
на то, что всё в жизни меняется, и новый любовник появляется у неё даже и в
пределах фильма (честное слово, не очень хочется разбираться, так это с
исторической точки зрения или не так), замуж больше не выходила, сохранив,
таким образом, чистоту брэнда. Вдова – она всегда вдова. И точка (ну, и вкусно,
конечно, и даже не только по сути, а и по вкусу).
Собственно, кино – оно просто про женщину-предпринимателя во Франции самого
начала девятнадцатого века. Умирая, муж завещает Барб управление своими
виноградниками, и она, главным образом, ради его памяти берётся за дело. Ей
сложно, ей не доверяют, никакая механика ведения женщиной дела ещё не
разработана, отжать виноградники у неё пытаются, с одной стороны, её
собственный свёкор, с другой, представители конкурирующего дома «Моэ» (видимо,
пока ещё без «Шандона»), но вдова, разумеется, не сдаётся и преодолевает все
трудности.
Ничего нового в этой истории нет, она похожа на все истории становления
известных брэндов. Барб проявляет немного визионерства в создании новых
букетов, немного торговой интуиции в поисках и нахождении новых путей продажи
напитка, преодолевает трудности скисания и завоёвывает любовь своих работников
своевременными выплатами зарплаты и премиальных. Всё как обычно, нормальный
успешный бизнес. Необычно лишь время, в которое разворачивается эта история.
Собственно, мы видим, и может быть, в этом и была основная задумка авторов
этого фильма, что за двести лет ничего толком не поменялось, законы капитализма
и частной торговли что тогда действовали, что и теперь работают точно так же, и
того, кто попытается им противостоять, ждёт, надеюсь, бесславный конец.
Ну и нотки феминизма в этом букете тоже достаточно нормальны, если забыть о
самом начале девятнадцатого века. А собственно, почему виноделием должны
заниматься мужчины, если вот эта конкретная женщина понимает в нём явно лучше?
Тем более, что даже и законы наполеоновской и пост-наполеоновской Франции, как
выясняется, это позволяют? В этом смысле у второстепенных персонажей фильма не
слишком получается противодействовать Барб. Скорее всего, потому что
подготовленная энциклопедистами и революционерами Франция была готова к таким
поворотам дела.
Ещё, конечно, можно рассматривать это кино как гигантский
продакт-плейсмент, потому что во время просмотра желание освежить рот глотком
свежей «Вдовы» накатывает просто-таки физически, и не раз.