пятница, 5 апреля 2024 г.

Старые добрые

Старые добрые

(«Пришелец 2, или Возвращение Вальдиса в 17 частях»/Tulnukas 2 ehk Valdise tagasitulek 17 osas“, реж. Расмус Меривоо, Эстония, 102 мин.) 

П.И.Филимонов

За что мы любим эстонский кинематограф? Не потому, что он свой, любить что-то только за то, что это – своё, представляется началом пути в очень неправильном направлении. За то, что он – свой, мы его исследуем и им интересуемся. А любим мы его по разным причинам и за разное. Например за бессмысленные и беспощадные эстонские комедии, из которых короткометражка 2006 года «Пришелец, или Спасение Вальдиса» является безусловной культовой классикой. Теперь те же авторы сняли уже полнометражный сиквел, частей стало 17, Вальдис вернулся, но почти не изменился. Я, конечно, предвзят, но не думаю, что в этом году мы увидим отечественный фильм лучше.


Мярт Аванди в роли Вальдиса и Отть Сепп в роли добровольного полицейского Мярта (примечательно, что в фильме у Мярта есть друг Отть, а дальше я что-то не отследил, возможно, и дальше все персонажи там смещены ровно на один ход от играющих их актёров, было бы забавно) здесь в своей лучшей форме. Это как скетчи к конкурсу «Ээсти лауль», только растянутые по времени в полнометражный фильм и обрамлённые довольно связным сюжетом. Но всё равно, конечно, это в первую очередь скетчи и гэги. Если вы хотите поразмышлять о современном мироустройстве, этот фильм не для вас. Хотя, конечно, определённые злободневные темы там поднимаются. Главным образом темы феминизма, гомофобии и вообще противопоставления «старых добрых» времён, когда мужчина был «мужчиной», а женщина «женщиной» и не было ничего вот этого вот.

Но заморачиваются создатели фильма на это не сильно. В принципе, это кино – продукт исключительно развлекательный, созданный его авторами для собственного развлечения в первую очередь, ну и если зрителю повезёт попасть с авторами на одну волну, то и им будет счастье. Есть полное ощущение, что Аванди и Сепп сами получают от этого кино максимальное удовольствие, они купаются в этих ролях, выражаясь дрянными штампами. Аванди в роли Вальдиса представляет собой пародию на классического эстонского пацанчика, который прекрасно знает, как живут «настоящие мужики», ненавидит всех этих «негров и педерастов» и держит рот постоянно открытым, а челюсть вытянутой вперёд, потому что так оно круче и мужественнее. Разговаривает он преимущественно матом, конечно. Сепп, напротив, большую часть фильма (пока ему не звезданут лопатой по голове, что является важным и обусловленным сюжетом действием) пародирует современного хипстера-не хипстера, но человека, знакомого с повесточкой не понаслышке, практикующего феминизм, толерантность и непротивление злу насилием. Поэтому он ходит в розовом, поэтому, когда друг, объевшись рекреационных наркотиков, блюёт ему на одежду, он не меняет одежду и не стирает её, причём количество наблёванной на него субстанции как-то эспоненциально увеличивается (и это, делайте что хотите, смешно) – и так далее.

Кроме этих двух главных персонажей, в фильме присутствует много дополнительных, каждый из которых в сильно утрированном виде изображает существующий в нашем обществе типаж. И всё это завёртывается в какие-то невероятные похождения, с обилием шуток про секс, наркотики, с применением физического насилия и с бесконечным весёлым балаганом, апофеозом которого станет, как и в первом фильме, появление летающей тарелки. Потому что без инопланетян и правда, похоже, уже не разрулить всего того, что авторы в этой истории наворотили.

Деликатных натур и нежных цветочков вроде тех, кого играет Сепп, фильм, скорее всего, сильно напряжёт. Крепким парням и отрицателям шапок зимой, вроде тех, кого играет Аванди, скорее, всего понравится.

Даже если вы не относитесь к последней категории, есть шанс, что такой юмор – для вас. В первую очередь, такой шанс есть, если вы не высоколобый лицемер и отрицатель шуток про секс, жопы и говно. Камон, они нравятся всем, и в этом фильме их в избытке. Пора признаться себе в том, что это – один из лучших видов юмора и перестать стыдиться своей любви. Любви вообще не надо стыдиться, никакой, как учат нас аторы этого прекрасного опуса.



 

Комментариев нет:

Отправить комментарий