О преходящести дружеских связей («Мечты робота»/“Robot Dreams, реж. Пабло Бергер, Испания-Франция, 102 мин.)
П.И.Филимонов
Наверное, всё-таки, скорее «сны», но это не так важно.
Это анимационный фильм испанского режиссёра Пабло Бергера, очень простой,
без всяких там миядзаковских выкрутасов, но всё равно не очень понятно,
снимался он изначально для детей или для взрослых. В городе Нью-Йорке,
допустим, будущего, живут различные антропоморфные животные, в том числе и
главный герой фильма, славный, но очень одинокий пёсель. Не очень понятно,
почему никто не хочет с пёселем общаться и дружить, эту подробность Бергер нам
не сообщает. Но на помощь готовы прийти новые технологии. Как-то раз пёсель
натыкается на рекламу робота-друга. Вся функция этого вида роботов заключается
только в том, чтобы дружить, развлекать своего хозяина и проводить с ним время
так, как он сам того пожелает.
На короткое время в жизни пёселя наступает идиллия, но не очень, видимо,
образованный главный герой берёт своего робота на пляж, потому что сам любит
проводить там время и всячески купаться – и о ужас ! – тот ржавеет. Ржавеет до
невозможности самостоятельно передвигаться. Робот остаётся лежать на песке, а
пёсель вынужден уйти домой, потому что это был последний день работы пляжа, и
теперь он закрывается до следующего лета. И пробраться на него никак не получается.
И так они начинают друг друга ждать. Один снаружи, продолжая при этом жить
своей нехитрой пёсельской жизнью, второй – лёжа на спине на песке и продолжая
функционировать и размышлять.
Какое-то время кажется, что это немного перевёрнутая история о Хатико, и
что конец будет счастливым, пройдёт девять месяцев – или сколько там – и друзья
благополучно воссоединятся. Тем более, что робот – вовсе не бездушная машина, у
него есть мечты и сны, в которых он неизменно видит примерно одно и то же, как
его, в разных ситуациях, его хозяин и друг вызволяет из его невольного
заточения.
Точно помню, что где-то в середине фильма я подумал, что в реальной жизни
всё было бы значительно грустнее (для робота). Если уж клиент накопил на одного
такого робота-друга, то ничто не мешает ему накопить и на следующего. И тут
именно это в фильме и происходит. Пёсель, немножко перестающий быть таким
славным, приобретает себе нового друга, получается, предавая того верного
робота, который ждёт его на пляже и не может себе представить, что его хозяин к
нему не вернётся. Хотя, справедливости ради, второго друга пёсель купил уже после неудачной попытки вернуть первого, с которым много что случилось.
Да, конечно, и в жизни робота происходят некоторые события, в результате которых
кажется, что месседж фильма как раз и заключается в том, что не стоит ждать
возвращения того единственного, который только и является светом в окошке, как ждал в своё время Хатико, что
рациональные и уравновешенные герои двигаются дальше, да, переживая по поводу
утраты эмоциональных привязанностей прошлого, но всё же находя в себе вилы
глянуть и шагнуть в будущее. Грубо говоря, незаменимых нет, невосполнимых утрат
тоже, а сладость ностальгических воспоминаний может быть обманчивой.
Так ли это – мне кажется, судить должен каждый отдельно. Во всяком случае,
довольно неожиданное сюжетное решение для анимационного фильма – показать, что
дружба может быть без видимых проблем заменяема на новую дружбу. А
подсознательно – и любовь, видимо. Терапия? Возможно.