О важности гробовых («Уроки Благи»/ «Урочице
на Блага», реж. Стефан Командарев, Болгария-Германия, 114 мин.)
П.И.Филимонов
Есть такой отдельный сюжет фильмов, довольно популярный в последнее время, когда
одинокая пожилая женщина в поисках дохода вступает на путь криминала, и ничего
ей за это не бывает. Чаще всего подобные фильмы решаются в комедийном ключе, и
бабушки начинают заниматься выращиванием и/или продажей наркотиков.
В фильме болгарского режиссёра Стефана Командарева всё похоже, но немного
по-другому.
Учительница на пенсии Блага Наумова попадается на удочку телефонных
мошенников. Их схема немного удивительна, но в постсоциалистическом пространстве
чего только не бывает. Ей звонит человек, представляющийся инспектором полиции, и говорит что-то примерно в таком духе, что преступниками готовится взлом её
квартиры и, чтобы уберечься от потери денег, которые она, конечно же, хранит в
шкафчике наличными, ей нужно сбросить их в пластиковом пакете с балкона, после
чего сотрудники полиции заберут их на хранение и потом, после поимки
преступников, вернут в целости и сохранности. Деньги эти не просто деньги, а
так называемые «гробовые» её недавно умершего мужа, которые она планирует
потратить на организацию его могилы и изготовление памятника.
Так что когда Блага понимает, что её обманули, у неё остаётся крайне мало
времени, чтобы восстановить свои финансы, потому что директор кладбища – тот ещё
коррумпированный жук, и норовит постоянно поднять цену и торопит Благу с
оплатой. Потыкавшись в поисках легального заработка и поняв, что, в силу
возраста, никто не хочет брать её на работу, Блага решается совершить опасный
зигзаг и нанимается курьером к тем самым мошенникам, от которых пострадала.
Ничего комичного в «Уроках Благи» нет, это, скорее, история отчаявшейся
женщины, история о том, как в нашем пост-совковом пространстве всё устроено
так, что минимально социально защищённые категории населения не могут в
легальном поле сделать ничего, чтобы эту свою защищённость хоть как-то
повысить. И немного о том, что обещание, данное ей то ли себе самой, то ли
покойному мужу, становится для неё настолько обязательным к выполнению, что
из-за него можно не только пойти на преступление, но и потерять некоторое
количество человечности и любви к людям.
«Уроки Благи» выдвинуты Болгарией на «Оскар» за лучший фильм на иностранном
языке, но что-то мне подсказывает, что они его не получат. Не потому, что это
плохое кино, оно не плохое, но и не хорошее, если уж оценивать его такими
общими категориями, а ещё и потому, что вот эти проблемы нашего (или почти
нашего, потому что жизнь в Болгарии, показанная в этом фильме, всё-таки
существенно хуже и беднее эстонской) сегмента Европы вряд ли хоть как-то
отзовутся в так называемых странах первого мира. Его стоит (если стоит, что не
факт) посмотреть в первую очередь для расширения киногеографии, для того, чтобы
увидеть и лишний раз убедиться, что нормальное смотрибельное кино – не без морали,
подпирающей историю, могут снимать сейчас практически в любой стране Европы.
Впрочем, чтобы не звучать слишком уж снобистски, скажу, что финальный твист «Уроков
Благи» достаточно неожидан и ощутимо переворачивает представление о заглавной
героине, которое складывается до тех пор на протяжении всего фильма. Пользуясь
банальностью поговорочной морали, можно сказать, что «с волками жить, по-волчьи
выть» и что в мире новой Европы каждый сам за себя. И даже в семьдесят лет
можно ещё оказаться сильным звеном в этой пищевой цепочке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий