Особенности национальной традиции
(«Земля бога»/ „Volaða land“, реж. Хлинур Пальмасон, Исландия-Дания, 143 мин.)
П.И.Филимонов
Была у датских священнослужителей прошлого такая незамысловатая традиция –
приезжать из метрополии в колонии (Гренландию и Исландию, которая тогда была
под датским управлением) и умирать там. Об этом есть восхитительный роман
датского писателя Кима Ляйне «Пророки фьорда Вечности», об этом же рассказывает
и датско-исландский фильм «Земля бога».
Книгу я читал лет шесть назад, но при просмотре фильма складывается полное
впечатление, что сценарий написан под её прямым воздействием. Может быть, оно,
конечно, и не так, может быть, это просто действительно такая архетипичная для
тех краёв история, но от такого предположения становится как-то ещё жутче и
холоднее.
Молодой священник Лукас едет в отдалённую провинцию Исландию, чтобы построить там новую церковь, да и вообще посмотреть, как там люди живут, а при случае ещё
и попроповедовать. Мне кажется, это нельзя назвать спойлером, но уже примерно с
первого появления Лукаса в кадре на территории Исландии (в фильме есть ещё
маленькая прелюдия, когда его туда, собственно, посылают, в ней всё кажется ещё
нормальным, хотя ощущение подвоха в воздухе разлито уже и там) становится
понятно, что живым ему оттуда не выбраться. Ну вот сразу заметно, что к этим
условиям он совсем не приспособлен, в этот пейзаж он совсем не вписан, с этими
людьми он совсем не гармонирует. Первый же встретившийся ему на пути коренной
исландец заявляет ему, что датчан не переваривает, и дальше лучше не
становится.
Это рассказ о чужаке в чужой стране, которую, к тому же, его страна за
каким-то хреном завоевала. О представителе, так сказать, датского мира,
приехавшем этот мир некоторым образом насаждать. Но что в Гренландии Ляйне, что
в Исландии Пальмасона возможным это не представляется, как бы христиански
смиренен и братолюбив насаждающий ни был. Территория и материал сопротивляются.
Природа не приемлет чужаков, что видно на первой же переправе Лукаса и его маленькой
группы через не такую уж и крупную исландскую реку. Люди не принимают его, что
видно на всём протяжении фильма. Лукасу приходится существовать, продираясь
через колючую проволоку нескончаемой ненависти и где-то даже презрения, которой
его опутали местные мужчины. С женщинами всё получше, но камон, это
девятнадцатый век, женщины ничего, к сожалению, не решают.
Это история обречённости, но и история упорства. Конечно, Лукас понимает
всё, что с ним происходит. Конечно, Лукас ощущает все те эмоции, которые вмяли
его в себя, как кокон вминает весёлую и развязную до той поры гусеницу. Конечно, он знает,
что ему нужно уехать, пока не поздно вернуться домой и отряхнуть эту Исландию с
ног своих, как страшный сон. Но это как в фильме ужасов – герой понимает, что,
если он не будет смотреть на страшное чудовище из ада, кого-то вроде Вия, оно
не причинит ему никакого вреда – но не смотреть он не может. Потому что это его
служение – смотреть в глаза реальности, даже когда оттуда на него с ледяной
усмешкой смотрит смерть. Потому, возможно, что в нём есть настоящая вера,
которая, конечно, никогда никого не спасала, но вот это необходимое перед лицом
смерти и сил ада достоинство она ему придаёт. Потому, что такова была национальная
традиция упрямых датских священников прошлого – приезжать в колонии и умирать
там, умирать всеми забытыми и не оставляющими по себе никакого следа.
Становиться травой, ветром, ледниками, морем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий