Конец прекрасной дружбы
(«Близко»/”Close”, реж. Лукас Донт, Бельгия, 105 мин.)
П.И.Филимонов
Это очень пронзительный фильм о детстве. Настоящий фильм о детстве, о тех
проблемах, которые на самом деле волнуют людей в двенадцать, триндацать, четырнадцать
лет, независимо от страны проживания, эпохи или каких-либо других внешних
факторов. Потому что я тоже помню, что и меня в детстве волновали подобные
проблемы.
Бельгийские мальчики Лео и Реми – близкие друзья, лучшие друзья, как они
это называют. Они проводят очень много времени вместе, им, по большому счёту,
никто другой не нужен, они часто остаются друг у друга на ночь, они даже спят в
одной кровати – безо всяких дополнительных значений. В этом смысле они проводят
друг с другом идеальное лето. Но как только их лето заканчивается, они идут в
новую для них обоих школу, и вот там-то их сверстники придают их очень близкой
дружбе дополнительные смыслы.
Собственно, простой вопрос «Вы пара?» ведёт к разрушению этой дружбы, ведёт
к тому, что Лео – непроизвольно, как кажется – стремится от Реми отойти,
дистанцироваться, развеять слухи и предположения одноклассников. И потому, что
в любом, даже самом передовом европейском обществе, всё равно существуют
стереотипы и, может быть, немного из подростковой вредности и упрямства,
которые заставляют людей совершать поступки, смысл и мотивацию которых они
потом не могут объяснить.
И нельзя сказать,что у Реми больше никого нет, и что без Лео он становится
как-то совершенно трагически одинок – вроде бы нет, он довольно быстро находит
себе какую-то новую компанию. И нельзя сказать, что Реми или Лео были бы
какими-то изгоями, жертвами школьного буллинга, отвергнутыми, но гордыми
солипсистами. Но, видимо, существуют люди, для которых маленькие
договорённости, достигнутые в самом интимном кругу, в силу ли их
ритуализированности, или в силу их какой-то особенной недоступности для других, это самое
важное, что наполняет их жизнь. И именно поэтому когда Лео нарушает два самых
главных ритуала этой дружбы, Реми больше не может выдержать. В состоянии
постоянной войны с миром, когда против всех его банально-серых артиллерийских
налётов сражается маленькое войсковое соединение в составе двух человек, есть
один очень большой момент риска. Когда это соединение распадается, когда оно
теряет пятьдесят процентов своего личного состава, оставшаяся половина как раз
именно половиной-то и не остаётся. Сопротивление оставшейся полвины становится
невозможно, невозможно никак, ни при каких обстоятельствах.
И пусть потом, как правило, та часть этой маленькой армии, которая – пусть
даже по самым уважительным поводам – с поля боя дезертировала, будет жалеть о
своём поступке и пытаться вернуть всё назад, велика вероятность, что сделать
это будет уже невозможно. Обычно по причинам психологического свойства. В
редких случаях, об одном из которых и рассказывает фильм «Близко», эти причины
будут очень даже физическими.
Так устроены любовь и вот такая дружба, о которой рассказывает этот фильм.
Фильм пронзительный, фильм, который проникает сквозь всю зрительскую броню и,
подобно какому-нибудь казалось бы безвредному, но потенциально инфекционному
кровососущему насекомому, вгрызается в кожу и остаётся там надолго висеть.
Комментариев нет:
Отправить комментарий