Детям о смерти
(«Эрик Каменное Сердце», реж.
Ильмар Рааг, Эстония, 105 мин.)
П.И.Филимонов
Ильмар Рааг снял сказку, причём необычную сказку. Со сказками такое дело,
что, как правило, чем они необычнее, тем художественнее получаются. С другой
стороны, чем они необычнее, тем меньше они отвечают ожиданиям зрителей, а
значит, тем больше рискуют их создатели. Когда мы начинаем смотреть сказку, мы примерно
про себя представляем, как она может развиваться, и куда она может в итоге
вырулить.
В «Эрике Каменное Сердце» всё почти так, но не совсем так. То есть, из
обязательных сказочных элементов оставлен только тот непременный, что
закончиться всё должно хорошо, ну и любовная линия прослежена, как
обычно бывает в западных сказках, предельно корректно, безо всякого
педалирования, тем более, что речь тут идёт о детях, и их чувства друг к другу,
всё-таки, скорее можно назвать симпатией.
А вот основной сюжет довольно для сказки ошеломителен. Как много где, дети
попадают в параллельный мир, в другое измерение – но, в отличие от многих
подобных сюжетов, здесь этот мир населён не какими-нибудь фантастическими
тварями, а вовсе даже мёртвыми. В параллельном мире «Эрика Каменное Сердце»
живут умершие в нашем измерении люди, которые там, волей фантазии автора, почему-то стали пиратами на никуда не идущем и ни на кого не нападающем
пиратском корабле. А их спасением становится не воскрешение, как можно было бы
предположить, а их переход ещё в новую реальность, на другой, белый корабль
счастья (тут считывается и христианское представление о чистилище и последующем рае, и эстонская
национальная легенда о Белом Корабле). И дети должны им в этом помочь.
То есть, Рааг достаточно свободно и почти без эвфемизмов говорит с детьми о смерти,
вписываясь тем самым в лютеранскую традицию отношения к ней, как к неприятной,
но всё же неотъемлемой части жизни. И, кажется, в этом преуспевает. Сюсюканья
не происходит, в то же время запугивания не происходит тоже. Дети и сами как-то
осознают, что да, это грустно и достойно сожаления, но людям свойственно
умирать, и удерживать их после смерти даже волшебным путём в мире живых или в
междумирье – как-то не очень правильно.
И вот эта отличительная особенность как раз и вывозит фильм, который в остальном сделан почти на коленке, самыми простыми подручными средствами, со спецэффектами, которые в богатых фильмах использовались где-то годах в семидесятых. Да, мальчик, играющий Эрика – очень милый, а фамилия Аванди заставляет предположить в нём продолжателя актёрской династии. Да, ещё один продолжатель династии – Юхан Ульфсак – устраивает из фильма фактически свой бенефис, кривляясь на все деньги, притом так, что это кривляние не выглядит кринжово, в какой-то момент начинаешь получать от него даже своеобразное удовольствие – ведь во-первых, он играет здесь актёра, то есть, присутствует существенный элемент самоиронии, а во-вторых, его персонаж, к конце-то концов, мёртв, а кто его знает, как там ведут себя люди после смерти, какую-либо информацию об этом мы получим несколько позже.
В числе исполнителей ролей в фильме замечен также и Ренарс Кауперс, но тут режиссёр как-то провально отступает от всех канонов – как мне кажется, даже если рок-звезда вообще лишена актёрских талантов, у неё всё равно не должно быть роли в массовке, хоть чем-то но надо отделить её от остальных – ведь какое-то количество людей придёт посмотреть фильм и из-за Кауперса тоже. Вот они, боюсь, будут разочарованы. А что скажут дети – увидим. Надеюсь, детям в целом понравится.
Комментариев нет:
Отправить комментарий