Фассбиндер как предмет культа
(«Петер фон Кант»/ “Peter von Kant”, реж. Франсуа Озон, Франция, 85 мин.)
Уже фильм 2000 года «Капли дождя на раскалённых скалах» должен был дать
всем причастным понять, что Озон любит Фассбиндера. Да и сложно не любить Фассбиндера,
даже несмотря на то, что в последнее время в кинолюбительские массы всё чаще
проникают намёки критиков на то, что Фассбиндер брал исключительно своим
трудолюбием, то, что в других случаях называлось бы «жопой брал», но в случае
как Фассбиндера, так и Озона лучше от этого выражения воздержаться, в общем, что,
дескать, сильно талантливым он не был.
Во-первых, это неправда. Почти любой фильм Фассбинлера интересен, а многие
ещё и отличаются кинематографическим новаторством либо по части темы (вот хоть
«Страх съедает душу»), либо и по содержанию, и по форме («Керель»). Просто в
основной своей массе Фассбинлер социален, и поборникам чистого искусства это
может показаться немного вторичным. Сравнить его в каком-то смысле можно не с
Озоном даже (на поверхностный взгляд этих двоих связывает разве что общая
открытая гомосексуальность), а вот с Вуди Алленом. Фассбиндер тоже выдавал в
год по фильму, а то и по два, а в самые безумно-кокаиновые свои годы и по три,
только организм его оказался слабее, чем у его заокеанского коллеги, и
довольно быстро прекратил такое существование. Но это был такой, если хотите,
Аллен курильщика, потому что, по сравнению со всего лишь невротичными
персонажами американского режиссёра, у персонажей Фассбиндера дела обстояли вот
прямо значительно в плане душевного здоровья хуже.
Озон снял второй ремейк Фассбиндера, на этот раз на один из самых известных
его фильмов – «Горькие слёзы Петры фон Кант». Озон взял и поменял пол
заглавного героя и сопутствующих персонажей. Если у Фассбиндера речь идёт о
стареющей модельерше, которая влюбляется в молодую девушку, начинающую свой
путь в мире моды, то у Озона мы видим известного режиссёра средних лет,
накрепко втрескивающегося в смазливого начинающего актёра. Стало ли лучше? Нет.
Стало ли хуже? Тоже нет. Стало чуть более современно, несмотря на то, что
действие фильма Озон переносит в Кёльн семидесятых годов, предельно прозрачно
намекая, а фактурой заглавного персонажа утверждая нас в этом моменте, что его
Петер фон Кант – это сам Райнер Вернер Фассбиндер. Вот и в немецком фильме 2020
года «Фассбиндер» нам рассказывают примерно ту же историю, которая получается
из «Горькиз слёз Петры фон Кант», если вывернуть их наизнанку. То есть,вот
таким простым приёмом Озон показывает, что на самом деле Фассбиндер писал и
ставил «Горькие слёзы» о себе самом, или, что тоже может быть, Фассбиндер вовсе
не имел этого в виду, а это Озон взял и всё вывернул. Если так – тем
талантливее вывернул. Если всё-таки Фассбиндер это в «Горькие слёзы»
закладывал, то Озон всё равно молодец, что помог нам это разглядеть.
Что характерно для Озона – фильм не по-сегодняшнему короткий, смотрится
быстро, и в процессе вроде бы не грузит, а вот послевкусие оставляет достаточно
сильное. Что отдельно протягивает ниточку к видимо одному из кумиров Озона –
маленькую роль в «Петере фон Канте» играет Ханна Шигулла, самая
фассбиндеровская из всех немецких актрис, которая в оригинальных «Горьких
слезах» играет как раз предмет любви Петры. Что симптоматично для Озона – в
«Петере фон Канте» большую роль играет Изабель Аджани, вроде бы и немолодая уже
женщина, но как она шикарно постарела. Смотришь на всё это с завистью и
наслаждением. Даже если для самого Озона фильм – проходной, для любителей обоих
режиссёров там есть, на что посмотреть.