суббота, 2 июля 2022 г.

Не просто человечина

 

Не просто человечина

(«Мясо»/ “Barbaque”, реж. Фабрис Эбуэ, Франция, 87 мин.)

П.И.Филимонов

Если есть ещё до сих пор люди, которым надо это объяснять, то объясняю: искусство не имеет ничего общего с политкорректностью, с текущей повесткой и даже местами с новой этикой. То есть, все эти вещи существуют очень рядом с искусством, влияют на него, влияют на производителей и потребителей искусства, создают моду и потребности в искусстве, но конкретно в произведения им, к счастью, ход закрыт. Ну или во всяком случае, хотелось бы в это верить.



Последний фильм глумливого Фабриса Эбуэ – тому явное подтверждение. Кроме того, фильм подтверждает и ещё один старый тезис, о котором я постоянно твержу с упрямством попугая. Нет в мире вещей, над которыми нельзя было бы смеяться. Просто нет. В соответствующих ситуациях, при соответствующих условиях осмеянию, и жестокому осмеянию, может подвергаться всё. В «Мясе» речь идёт о представителях французского среднего класса, парочке, которая держит свою мясную лавку и воспитывает дочь. Ещё жена, всячески, понятное дело, недовольная теряющим свою маскулинность мужем, любит смотреть по телевизору какое-то шоу про серийных убийц.

Ну и конечно, оно всё закручивается и соединяется, и поднять падающий бизнес (а дела в мясной лавке идут не сказать чтобы особенно хорошо) с колен помогает человечина. И не просто человечина. Так получается, что первой случайной жертвой мясника оказывается юноша-веган, сдуру полезший заниматься политическим активизмом в неположенном месте и в неположенное время. Поскольку веганы откармливаются свежайшими овощами и не едят никаких вредных продуктов животного происхождения, мясо их особенно нежное и вкусное. И никаких других вариантов после этого главные герои фильма уже не рассматривают, тем более, ветчина из веганов их устраивает и идеологически тоже. Маленькая проблема заключается только в том, что их собственная родная дочь, кровинушка, взяла и начала встречаться с веганом. И вроде бы всё отработано, но не будешь же ты убивать потенциального зятя.

Не очень нонятно, над чем смеётся Эбуэ в «Мясе» - над модным вегантсвом, над предвзятым людей к нему отношением или над всем этим вместе взятым, но делает он это умело, фильм, сюжет которого с определённого момента перестаёт куда-либо двигаться, скучным, тем не менее, не становится, а когда Эбуэ совсем не понимает, что делать дальше, он просто закачивает кино. И в этом тоже достоинство «Мяса» - в его лаконичности, смотрится фильм, конечно, немножко как затянувшийся скетч, но затянувшийся не на столько, что успевает стать скучно.

А что нам хотел сказать автор? А так ли уж, в случае с этим фильмом, это важно? Мне кажется, что автор вот прямо сказать-сказать нам ничего такого не хотел, а хотел показать нам нас такими, какими мы не особенно стремимся себя видеть, и повседневную нелепость любого нашего фанатизма. Потому что всякое фанатичное следование каким-либо идеям, пусть даже самым что ни на есть гуманным и прогрессивным – как минимум, смешно, а как максимум, может вообще довести бог знает до чего. Жаль только, что посмотреть на себя под таким углом и задуматься о том, как они выглядят со стороны, способны не многие, это, как мне кажется, тоже искусство, которому нужно учиться.

Ну а так вообще зло в «Мясе» наказано, так что даже с точки зрения обычной морали ничего неправильного в этом фильме нет. Хотя, если бы концовка была другой, мне кажется, было бы лучше.



Комментариев нет:

Отправить комментарий