KFC как способ побега из
мышеловки
(«Спенсер», реж. Пабло Ларраин, Великобритания-Чили-США-Германия,
116 мин.)
П.И.Филимонов
Все знают историю принцессы Дианы, ну может быть, за исключением тех, кому
совсем мало лет сейчас и кто не переживал все эти приключения фактически в
прямом эфире. Но многие из нас знают эту историю не с начала, мы как-то, в силу
общественно-политических причин, включились уже на позднем этапе. Мы помним
историю про успешную и независимую женщину, икону стиля, затравленную
журналистами в парижском туннеле.
Но история леди Дианы значительно длиннее, там было всё, завязка,
кульминация, развязка, даже была, определённо, какая-то экспозиция, о которой,
вполне вероятно, тоже в своё время снимут кино.
Фильм чилийского режиссёра Пабло Ларраина «Спенсер» - примерно о середине
этой истории. Диана ещё продолжает официально оставаться женой Чарльза, но его
роман с Камиллой Паркер-Боулз уже не является ни для кого секретом, все заботы
королевской семьи сводятся к тому, чтобы сохранить видимость приличий. Сама
Диана ещё, видимо, ничего про своё будущее не решила, ей просто физически невозможно
находиться в этой атмосфере, тут просится клише про «атмосферу лицемерия», но это
не совсем так, особенного лицемерия там тоже нет, есть просто
регламентированность, бог-протокол, против которого пойти нельзя, а есть вдруг
пойдёшь, тебе тоже вроде как физически ничего не сделают, но смотреть будут
так, что уж лучше бы сделали. Как говорилось в другом фильме, посвящённом
высмеиванию советского абсурда, «Тефтель с рисом, котлета с картошкой, и менять
нельзя».
Не хочу сравнивать две несравнимые системы, но градус абсурда кажется
слегка схожим. Порядок платьев, в которых Принцесса Уэльская должна выходить на
торжественные обеды и ужины, строго определён, и менять тоже нельзя.
Но фильм, конечно, не про платья и не про тяготы официального этикета.
Фильм – про молодую женщину, оказавшуюся загнанной в угол, в ловушку, в
мышеловку. Её физическое состояние ужасно, её психологическое состояние – ещё хуже.
В фильме Диана показана на грани помешательства. Как раз из-за того, что свои
подлинные чувства ей показывать фактически не разрешено, из-за того, что надо
придерживаться этикета и сохранять, как говорят сами англичане, «жёсткую
верхнюю губу». Такая модель поведения подходит закалённым охотой на лис и
прожжённым односолодовыми виски мужчинам, прошедшими Фолклендскую и прочие
войны, и никак не подходит молодой эмоциональной девушке на грани (а может
быть, уже и за гранью) нервного срыва.
Единственной отдушиной для мятущейся и страдающей Дианы в этот
рождественский уикэнд становятся её дети, за которых у неё идёт постоянная
борьба с Чарльзом, протекающая с переменным успехом. Фильм показывает, что юные
принцы, скорее, находились на стороне матери в этом неозвучиваемом, но давящем
конфликте.
И мышеловка в данном конкретном случае, нет, не захлопнулась, именно
общение с детьми, и ещё с парой любящих её сотрудников – как её назвать-то? –
королевской администрации – спасает Диану на этот раз. Поп-музыка, KFC,
всё то, что находится вне официального спектра. Кажется, что и счастливой эта
женщина ещё смогла бы стать, стоит ей только найти новую мотивацию в жизни, а мэру
Парижа запретить автомобильные тоннели. Увы, мы знаем, что было потом. Это,
разумеется, накладывает отпечаток на то, как мы видим «Спенсер». Лёгкая
передышка только выглядит освобождением. Но и на этом спасибо.
Комментариев нет:
Отправить комментарий