вторник, 8 марта 2022 г.

KFC как способ побега из мышеловки

 

KFC как способ побега из мышеловки

(«Спенсер», реж. Пабло Ларраин, Великобритания-Чили-США-Германия, 116 мин.)

П.И.Филимонов

Все знают историю принцессы Дианы, ну может быть, за исключением тех, кому совсем мало лет сейчас и кто не переживал все эти приключения фактически в прямом эфире. Но многие из нас знают эту историю не с начала, мы как-то, в силу общественно-политических причин, включились уже на позднем этапе. Мы помним историю про успешную и независимую женщину, икону стиля, затравленную журналистами в парижском туннеле.




Но история леди Дианы значительно длиннее, там было всё, завязка, кульминация, развязка, даже была, определённо, какая-то экспозиция, о которой, вполне вероятно, тоже в своё время снимут кино.

Фильм чилийского режиссёра Пабло Ларраина «Спенсер» - примерно о середине этой истории. Диана ещё продолжает официально оставаться женой Чарльза, но его роман с Камиллой Паркер-Боулз уже не является ни для кого секретом, все заботы королевской семьи сводятся к тому, чтобы сохранить видимость приличий. Сама Диана ещё, видимо, ничего про своё будущее не решила, ей просто физически невозможно находиться в этой атмосфере, тут просится клише про «атмосферу лицемерия», но это не совсем так, особенного лицемерия там тоже нет, есть просто регламентированность, бог-протокол, против которого пойти нельзя, а есть вдруг пойдёшь, тебе тоже вроде как физически ничего не сделают, но смотреть будут так, что уж лучше бы сделали. Как говорилось в другом фильме, посвящённом высмеиванию советского абсурда, «Тефтель с рисом, котлета с картошкой, и менять нельзя».

Не хочу сравнивать две несравнимые системы, но градус абсурда кажется слегка схожим. Порядок платьев, в которых Принцесса Уэльская должна выходить на торжественные обеды и ужины, строго определён, и менять тоже нельзя.

Но фильм, конечно, не про платья и не про тяготы официального этикета. Фильм – про молодую женщину, оказавшуюся загнанной в угол, в ловушку, в мышеловку. Её физическое состояние ужасно, её психологическое состояние – ещё хуже. В фильме Диана показана на грани помешательства. Как раз из-за того, что свои подлинные чувства ей показывать фактически не разрешено, из-за того, что надо придерживаться этикета и сохранять, как говорят сами англичане, «жёсткую верхнюю губу». Такая модель поведения подходит закалённым охотой на лис и прожжённым односолодовыми виски мужчинам, прошедшими Фолклендскую и прочие войны, и никак не подходит молодой эмоциональной девушке на грани (а может быть, уже и за гранью) нервного срыва.

Единственной отдушиной для мятущейся и страдающей Дианы в этот рождественский уикэнд становятся её дети, за которых у неё идёт постоянная борьба с Чарльзом, протекающая с переменным успехом. Фильм показывает, что юные принцы, скорее, находились на стороне матери в этом неозвучиваемом, но давящем конфликте.

И мышеловка в данном конкретном случае, нет, не захлопнулась, именно общение с детьми, и ещё с парой любящих её сотрудников – как её назвать-то? – королевской администрации – спасает Диану на этот раз. Поп-музыка, KFC, всё то, что находится вне официального спектра. Кажется, что и счастливой эта женщина ещё смогла бы стать, стоит ей только найти новую мотивацию в жизни, а мэру Парижа запретить автомобильные тоннели. Увы, мы знаем, что было потом. Это, разумеется, накладывает отпечаток на то, как мы видим «Спенсер». Лёгкая передышка только выглядит освобождением. Но и на этом спасибо.




Комментариев нет:

Отправить комментарий