Важнейшим
из искусств для нас является
(Проект
“Дау”, реж. Илья Хржановский, тысячи минут просмотра, Россия-Германия-Франция)
П.И.Филимонов
В «Сыпрусе» покажут несколько фильмов из проекта Ильи Хржановского «Дау».
Те, кто хотел, давно посмотрели то, что выложено в сеть, в тех местах, куда оно
выложено. Те, кто, по каким-то причинам, ничего об этом проекте не слышал, блаженны,
ибо унаследуют царство небесное. Раз не слышали, значит, им и не стоит идти в
кинотеатр и пробивать дно своей культурной бутылки Кляйна. Найдутся, вероятно,
и те, кто захочет эти произведения искусства пересмотреть.
Я к их числу не принадлежу, и я не скажу, что это потому, что мне не
понравилось. Мне, скорее, понравилось, но зрелище, конечно, очень
специфическое. Особенно это касается фильма «Дау.Вырождение», который длится
шесть часов и является, как кажется, апофеозом проекта, это там,
где Тесак натурально убивает свинью, а потом – уже, к счастью, не натурально, большинство
остальных персонажей.
Главный вопрос, который
мучает меня с момента начала знакомства с этим проектом, это вопрос о том, кино
ли это. Мы даже не так давно дискутировали на эту тему с одним таллиннским
поэтом. И не сошлись ни на чём. Определи, что такое кино, говорил мне
таллиннский поэт. Это вид искусства, где люди на камеру разыгрывают какие-то
истории? Я вынужденно с ним соглашался, потому что другого определения я дать,
пожалуй, не могу. В этом случае, настаивал таллиннский поэт, “Дау” – это вполне
себе кино. И формально он прав, и даже думаю, что и сценарий какой-то у Хржановского
и соратников был, но, когда смотришь то, что у них получилось на выходе, есть
устойчивое ощущение, что это всё-таки не совсем кино. Это какое-то кино 2.0,
кино нового поколения или, наоборот, хорошо препарированное кино, в баховском
смысле слова.
Играют в “Дау”
исключительно непрофессиональные актёры. Играют один другого хуже. А хуже всех
играет (собственно, самого Ландау в молодости) знаменитый музыкант и дирижёр
Теодор Курентзис. И от этой плохой актёрской игры происходит какая-то синергия,
и наступает понимание, что профессиональные актёры только взяли бы всё и испортили.
Непрофессионалы привносят в этот проект именно ту искренность и степень
погружения, которая, очевидно, Хржановским и задумывалась. Если трахаются, то всерьёз
и с увлечённостью. Если унижают и издеваются, то отдаваясь этому полностью.
Если режут в кадре свинью, то с нескрываемым удовольствием, возможно,
уступающим лишь удовольствию от последовавшего в недалёком будущем самоуничтожения уже за пределами съёмочной площадки.
Это настолько чудовищно,
что прекрасно. Это похоже на заснятый на плёнку Стэнфордский эксперимент. Это и
есть, без сомнения, эксперимент, который ставит Хржановский не только и не
столько над любителями – участниками съёмок, сколько и над нами всеми,
любителями-зрителями.
Люди мерзки, садистичны и
противны по своей сути. Больше всего людям нравится унижать и мучить себе
подобных, что бы они там ни говорили. А те, кому не выпадает случая помучить, хотя
бы наслаждаются наблюдением за происходящим. Если есть какие-то сомнения, то
сходите и пересмотрите “Дау”. Нет ничего хорошего в человечестве. Правда, и
другого человечества у нас с вами нет, и, более того, мы тоже являемся его
частью. И “Дау” не то, чтобы примиряет нас с этим обстоятельством, оно, скорее,
как горькое лекарство, развеивает последние иллюзии. Мы – такие. И что? И
ничего.
Комментариев нет:
Отправить комментарий