Обычные
дети
(“Плохие сказки”, реж. Дамиано Д’Инноченцо, Фабио Д’Инноченцо, Италия-Швейцария, 98 мин.)
П.И.Филимонов
Фильм братьев Д’Инноченцо – из разряда тех фильмов,
которые определяют культуру. Точнее, определяют разницу культур. Я сейчас
попробую пояснить.
В Советском Союзе моего
детства снималось большое количество так называемых подростковых фильмов.
Выпускали их в телеэфир или на киноэкраны в какие-нибудь школьные каникулы
(чаще зимние, потому что летом дети имели склонность разъезжаться по
родственникам, лагерям и курортам) и тем обеспечивали некоторую занятость
подрастающего поколения и чуть меньшее время, проведённое им в
несанкционированных болтаниях по улицам. Я не знаю, как обстоят дела в нынешней
России, возможно, что преемственность сохранилась, возможно, нет, до меня новое
русское подростковое кино, во всяком случае, не доходит.
И вот что интересно. Не
буду здесь рассуждать о качестве тех фильмов, которые даже где-то местами и определяли
кинематографический горизонт моего детства, но круг затрагиваемых тем в них был
достаточно строго ограничен. Это могла быть жизнеутверждающая фантастика от
Кира Булычёва, истории о первой любви – с разными допускавшимися возможностями
концовок или детективы, где подростки, случайно или специально, боролись с
нарушителями закона и расхитителями социалистической собственности. На реалистичность
отражения окружающего мира, как сейчас понятно, тянули только фильмы о первой
любви, да и то не всегда.
“Плохие сказки” – пример
подросткового кино здорового человека. В том смысле, что лишённого иллюзий,
здорового офтальмологически, не смотрящего на мир сквозь розовые очки. Это и
рассказ о первой любви, безусловно, но правдивый, без обхождения самой важной в
13, 14, далее везде лет темы секса как движущего фактора. И история сложных взаимоотношений
с родителями (что, конечно, нам в детстве тоже показывали, тут нельзя ничего
сказать). Но вот чего нам не показывали и показать не могли ни при каких
условиях, так это ещё одна грань подростковой жизни, всегда существующая, пусть
для кого-то на периферии сознания, а для кого-то так прямо даже и выходящая на
первый – и становящийся после этого единственным – план. Речь о необъяснимых,
немотивированных детских самоубийствах. Вспомните своё детство, свои ранние
подростковые годы. Почти наверняка даже среди ваших личных знакомых были такие,
кто хотя бы рассуждал на эту тему. (У меня были). А у некоторых из вас были и
такие знакомые, которые пытались с этой темой экспериментировать (у меня –
были). И у ещё меньшего количества из вас были, наконец, такие знакомые,
которым эти эксперименты, увы, удавались. (Таких у меня, к счастью, не было).
Это самый шокирующий
эпизод “Плохих сказок” – во многом потому, что его вот совсем ничто не
предвещает. Но после него авторам фильма веришь безоговорочно. Веришь, что так
всё и было, что именно так и жили эти дети с римской окраины восьмидесятых
(видимо) годов. Такие итальянские сто дней после детства. Симпатичный, грустный
и ностальгический (в смысле невозвратимости детства) фильм.