А полиции в Дании нет, или она очень тупая
(«Рыцари справедливости», реж. Андерс Томас Йенсен, Дания,
116 мин.)
П.И.Филимонов
В последнем интервью Дудя украинский влогер и, прости господи, инфлюэнсер
Ивангай рассказывал о том, как он пытается выстраивать свою музыкальную
карьеру. Что он, например, подобно Моргенштерну, знает формулу хита, но
намеренно её не использует, потому что это нехорошо, неэтично, зашкварно.
Формулу хорошего бадди-муви, как мне кажется, знают примерно все режиссёры
мира, просто часть из них её не используют. Потому что не умеют, боюсь.
Андрес Томас Йенсен умеет. Его фильм, который ещё успел выйти у нас в прокат
в самом начале марта, и, надеюсь, возобновится после окончания локдауна, «Рыцари
справедливости» - наглядная тому иллюстрация. Есть группа людей, каждый со
своим отдельным ярко выраженным и проработанным характером, а даже и с
особенностью внешности, борющихся за правое дело. С элементами трэша, чёрной
комедии и всяческий драмы. Чем-то это напоминает кино про супергероев,
объединяющихся в группы (возможно, впрочем, что это сравнение навеяно нависшей
над нами всеми «Лигой справедливости Зака Снайдера»), только без супергероев.
Точнее, один условный супергерой в составе группы есть. Это Маркус,
персонаж Мадса Миккельсена (который лишний раз доказывает, что может сыграть
всё, от Билли Миллигана до табуретки), отставной военный и участник датских
миссий в горячих точках. Американцы бы сделали из него Джона Рэмбо или не помню
как звали протагониста фильма «Коммандо», тем более, что побудительный мотив
его поступков примерно такой же – месть за убитую (как он думает, как его заставили
думать его так называемые «баддиз») жену.
Но и Маркус не супергерой. Потому что – и это, наверное, главное ноу-хау «Рыцарей
справедливости» - у каждого в группе не всё в порядке не с головой. У каждого в
группе есть более или менее серьёзные психологические проблемы. С которыми,
впрочем, Йенсен не сильно церемонится, скорее относясь к ним с глумливостью фонтриеровских
«Идиотов» (о которых нам напоминает сыгравший и там, и сям Николай Ли Каас). И
вот эта группа психов и фриков вступает в противостояние с настоящей ОПГ –
группировкой байкеров, которые, собственно, и называются «Рыцарями
справедливости». Ну и выступают известно за что – выгнать всех мигрантов,
запретить однополые браки (наверное, хотя тут не всё так однозначно), лютеранство,
самодержавие и народность, и до кучи признать, например, датское пиво
официально лучшим пивом в мире.
Игра смыслами достаточно проста. Те, кто называют себя «Рыцарями
справедливости» не являются ими по факту, по факту ими является как раз это
ходячее фрик-шоу. Но борьба у этих двух групп получается настоящая, не на
жизнь, а на смерть, что обеспечивает увлекательность просмотра. И заодно
невольно вызывает вопрос, а чем, собственно, вообще занимается датская полиция?
Практически у всех на виду две группировки, по всей видимости (судя по метро),
в Копенгагене, устраивают уличные мочилова с приличным количеством трупов, а
полиция не реагирует на это никак, проявляясь только в сценах завязки, когда
расследуется дело о катастрофе поезда, да звуча сиренами в конце, когда логика
повествования требует привлечь для завершения истории бога из машины.
Но потом всё становится немного понятнее. Эмменталер играет нам на валторне рождественскую музычку, и мы осознаём, что просмотрели приятную во всех отношениях сказку для мальчиков среднего возраста. А какая ж в сказках полиция.