Реперные точки Гаспара Ноэ
(«Вечный свет», реж. Гаспар Ноэ, Франция, 51 мин.)
Не стоит разбрасываться подобными словами, но, в конце концов, любая
критика в любой сфере всегда сводится к вкусовщине и только, так вот, настало
время признать – Гаспар Ноэ – великий и одновременно культовый режиссёр, только
ещё, пожалуй, входящий в расцвет cвоих творческих сил. С момента его второго фильма, знаменитой своей сценой (как говорят, реалистичной) изнасилования Моники Беллуччи «Необратимости», небольшое провисание – на мой взгляд – случилось только в «Любви», а так каждый
следующий фильм был если не лучше, то уж как минимум радикальнее предыдущего.
И Ноэ не разменивается на мелочи. Он движется по основным точкам, по
важнейшим, видимо, для себя вопросам человеческого существования. Определяет
шкалу. Рисует систему координат. Вопросы
любви он полностью для себя закрыл в «Необратимости» и, собственно, «Любви». С
жизнью и смертью более-менее разобрался во «Входе в пустоту». Тему наркотиков и
расширения сознания осветил в «Экстазе». Теперь он говорит о том, что, без
всякого пафоса, слегка, но важнее жизни и смерти и даже чуть-чуть больше, чем
расширение сознания. О творчестве и об искусстве. Об этом его новый фильм «Вечный
свет». Собственно, это одна из многих имеющихся в наличии рефлексий
кинорежиссёров на тему самого кино, но это Ноэ – и глупо было бы думать, что
получится тепло и лампово.
У Гаспара Ноэ, помимо всех прочих сладких для зрителей тараканов в голове,
есть какая-то болезненная, почти эротическая фиксация на стробоскопах. Что в «Экстазе»,
где это оправдано, видимо, расщеплённым сознанием персонажей, что здесь, в «Вечном
свете» - значительное количество времени (а в «Вечном свете» так даже чуть ли
не половину фильма, благо он непривычно короткий для современного кино, меньше
часа) нам показывают кадры в стробоскопическом изображении. При этом в этом
последнем фильме ещё и все орут, все куда-то идут и не могут дойти, всё очень
похоже на экранизацию хронического невроза или полу-кошмарного сна, хочется
вырваться, отвернуться и не смотреть, а потом, когда ты осознаёшь, что для тебя
это всего лишь кинозал, и ты вполне можешь и вырваться, и отвернуться, и не
смотреть, и даже вообще сбежать, ты понимаешь, что нет, на самом деле это приклеивает твоё внимание, и ты будешь смотреть это до конца – а то и пойдёшь и
пересмотришь.
В общем, пересказывать фильм «Вечный свет» нельзя. Мало того, что там
совсем нет сюжета, там ещё и совсем не в сюжете дело. Это, наверное, можно
сравнить с музыкой, преобразившейся в кино. Это максимально некомфортное
зрелище, которое затягивает и завораживает. Я думаю, что если вдруг этот фильм
посмотрит человек, страдающий эпилепсией, его, безусловно, специально
спровоцированный Ноэ припадок будет прекрасным и запредельным, как ни один из
его припадков до этого. Ноэ в очередной раз снял фильм, выходящий за плоскость,
за раму, за пределы экрана, кино, которое чуть больше, чем кино.
И, конечно, прекрасна Шарлотта Генсбур, которая максимально диссонирует в
этой роли с тем, что происходит вокруг неё. Но не менее прекрасна и орущая
сумасшедшая Беатрис Даль, которая, наоборот, становится квинтэссенцией творящегося
вокруг светопреставления.
Просто пойдите в кино и посмотрите этот фильм. Просто отключите скептика в
себе и отдайтесь Ноэ. Этот человек способен делать с вашим сознанием такие
штуки, о которых вы и не подозревали.
Интересно, что будет, когда он нарисует свою систему. Что он будет по ней
измерять и отсчитывать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий