Томек на Гран-Чако, ну или почти
(«Рождество в джунглях», реж. Яак Кильми, Эстония-Латвия,
103
мин.)
В моём раннем подростковом возрасте среди меня пользовалась популярностью
серия книг польского писателя Альфреда Шклярского про школьника Томека и его
друзей. Школьник Томек обладал какими-то совершенно взрослыми познаниями об
окружающей среде, совершал продолжительные поездки по разным экзотическим
частям света (непонятно, когда успевал учиться при этом, но разве же в этом
дело), не помню уже, с какими целями. Короче, в занимательном виде рассказывал
своими читателям Альфред Шклярский про географию и зоологию разных участков земного
шара.
В своём рождественском «фильме для всей семьи» «Рождество в джунглях» Яак
Кильми поступает примерно так же. Мало чем обоснованная поездка родителей
главной героини Паулы в джунгли неназываемой азиатской страны оборачивается для
девочки интересным приключением. Догадавшись, что привычные представления о
рождественской рутине в той стране действовать не будут, она отправляется в
джунгли со своим местным знакомым мальчиком Акимом (роль комическая, комизм
заключается в том, что Аким боится змей, боится их смешно и постоянно, в этом,
собственно, и состоит главная фишка этой роли) на поиски так называемого «рождественского
шамана», о котором она то ли слышала что-то, то ли сама придумала. С тем, чтобы
этот шаман выполнил её заветное желание.
С сюжетом всё понятно, речь, в конце концов, идёт о традиционном
рождественском семейном кино, где всё может заканчиваться либо хорошо либо
совсем хорошо (в этом фильме – второй вариант), но параллельно Яак Кильми ещё
немного просвещает, видимо, своих юных зрителей. О том, что в далёких странах
живут экзотические, но обязательно смешные люди, которые, как получается уже в
силу дублированности фильма, не всегда, к нашему огромному удивлению, понимают
по-эстонски. О том, что существует отдельная категория людей – защитники природы,
которые почему-то выполняют свои природоохранные акции исключительно в ростовых
костюмах горилл. О том, что и в джунглях бывают мобильные телефоны. О том, что
уничтожение лесов – вред для планеты. О том, что иногда взрослые пьют алкоголь,
а иногда пьют его много, что оборачивается бедами для их семей. То есть,
всё свалено в кучу, уроки полезные и уроки, чуть менее полезные, и впечатление
от этого получается сумбурное – пытались в довольно короткий фильм – каковым и
должна быть лёгкая рождественская история – впихнуть невпихуемое, и это
понятным образом не получилось.
Фильм совместный эстонско-латвийский, а снимали, по всей видимости, на
английском, после чего дублировали на эстонский, поэтому дополнительную крипоту
придаёт полнейшее несоответствие открываемых актёрами ртов (кроме Тыну Карка,
который, видимо, и снимался по-эстонски) и доносящихся оттуда реплик. Да, все
мы (кто застал) помним, что так делали в советском кино со всеми западными
фильмами, но это ж сколько лет прошло, впечатление забылось, к тому же тогда мы
не знали, что бывает по-другому, поэтому теперь это очень сильно мешает в
восприятии этого фильма.
А так да. Красивые виды природы, милая латышская девочка Ребека Шукста в главной роли, неизменно несмешно потешные азиаты (можно бы даже заподозрить Яака Кильми в лёгкой ксенофобии, но мы не будем так глубоко копать, просто традиционный стереотип) и мораль о том, что главное – это семья и традиционные ценности. Очень сильно хотели снять добрый рождественский фильм. От чрезмерного желания очень перестарались. Очень не получилось.
Комментариев нет:
Отправить комментарий