Как люблю его я
(«Жаным, ты не поверишь», реж. Ернар Нургалиев,
Казахстан, 84 мин.)
Обсессии складываются из традиций. Сначала ты делаешь что-то случайно один
раз, потом то же самое случайно второй раз – или потому, что тебе показалось,
что в первый раз получилось удачно – и на третий раз ты уже делаешь это
специально, даже уже, в случае необходимости, пренебрегая собственным удобством
и комфортом. В связи с завершившимся на днях кинофестивалем Pöff лично у меня сложилось несколько таких обсессивных традиций.
Во-первых, раз и навсегда поняв, что на все фильмы, на которые я
теоретически хотел бы попасть на каждом из посещённых фестивалей, мне попасть
не суждено по тысяче разных причин, я однажды решил, что выбирать фильмы буду совершенно
рандомным методом. То есть, скорее буду смотреть, какими вечерами я свободен, и
выбирать из тех фильмов, которые идут именно этими вечерами. Во-вторых, фильмов
этих не должно (не помню изначальное обоснование, теперь это уже угнездившаяся
в веках обсессия) быть больше четырёх за фестиваль. В-третьих, среди них
обязательно должен присутствовать один фильм из более-менее экзотической для
мирового кинематографа страны (в рамках этого правила в разные годы я смотрел
что-то латвийское, что-то, кажется, мьянманское и что-то, например,
доминиканское), и один фильм – из программы трэш-ужасов.
Ещё одна такого рода обсессивная традиция появилась у меня с возникновением
«Киноптикума» - традиция писать ровно об одном из посещённых мной фильмов,
понимая, что даже читатели «Киноптикума» (это если они, во-первых, существуют)
вряд ли когда-нибудь это посмотрят.
В этом году таким фильмом будет казахская очень чёрная комедия «Жаным, ты
не поверишь». С этим фильмом мне прямо повезло-повезло. Редко бывает так, чтобы
рандомный выбор оказался настолько удачным, настолько бы потрафил моему вкусу.
Как бы вам объяснить – фильм режиссёра Ернара Нургалиева, о котором я,
разумеется, ничего не знал, но теперь по возможности буду следить – это образец
идеального для меня жанрового кино. Это какая-то смесь из Тарантино, Романа
Качанова времён «ДМБ» и «Даун-хауса», национального колорита и трэшевого и смешного
хоррора. Ну там, например, один маньячина натуральным образом разрывает руками человеку
голову, взявшись за верхнюю и нижнюю челюсти, примерно как Самсон пасть льву на
недоступном ныне петергофском фонтане.
Трое друзей, короче, собираются на рыбалку. При этом у одного из них
вот-вот родит жена, та самая Жаным, которая, конечно, не поверит во всю эту
историю. И он, испытывая довольно сильное желание отдохнуть от её капризов, как
раз и инициирует эту поездку, чтобы перезагрузиться и развеяться. Едут они на машине,
заполненной различными игрушками из секс-шопа, в котором работает ещё один из
трёх приятелей. Например, по реке они сплавляются на плоту из резиновых женщин.
В то же самое время в тех же самых краях какие-то комические, но кровожадные
преступники по какой-то причине прессуют несчастного человека в рабочем
комбинезоне, очевидно, задолжавшего им денег. И в результате всяческих перипетий
нечаянно убивают собачку того самого маньячины, который практически летает по
воздуху, практически не убиваем и вообще монструозен со стращной силой. И встречаются
эти три одиночества, а плюс к ним ещё и Хранитель Заброшенной Заправки и его
озабоченная дочь – и всё заверчивается. И всё под чудесный, разнообразный и
разухабистый саундтрек.
И, в общем, любите ли вы казахский кинематограф так, как люблю его я? А
если любите, то вот поезжайте туда, и умрите там! Но весело, задорно, с огоньком.
А если будет возможность посмотреть «Жаным, ты не поверишь» - пользуйтесь ею.