ФАНТОМНОЕ ОБЕЗБОЛИВАЮЩЕЕ
(«Белый, белый день», реж. Хлинур
Пальмасон, Исландия-Дания-Швеция, 109 мин.)
П.И.Филимонов
Исландские фильмы – редкость на наших экранах. По всей видимости, не
потому, что их не закупают наши предвзятые прокатчики, а потому, что в Исландии
просто снимается не очень много фильмов в год. Так что, скорее
всего, исландский фильмы – редкость и в самой Исландии.
А фильмы – во всяком случае, этот – вполне достойные. В тренде мирового
кино и так далее. Поднимает вечную проблему памяти, одиночества и способов
борьбы со своими внутренними демонами. Визуально красивый, что даже, кажется,
иногда становится самоцелью. Но ради некоторых кадров «Белого, белого дня»
(например, скатывающегося с горы в воду камня или выливающегося на стол молока –
чистая тарковщина, конечно, но знакомый приём, применённый в незнакомом месте,
а главное, внезапно, всегда срабатывает) можно и потерпеть.
В захолустном исландском городке (как будто в принципе бывают другие, ну,
кроме Рейкьявика разве что) живёт отставной полицейский Ингимундур – что ещё
характерно, герои, как общаясь друг с другом, так и обозначая других людей
третьим лицам, прибегают исключительно к именам, что даже для нашего уха звучит
милой, но приятной экзотикой – недавно потерявший жену в автокатастрофе. Он любил её безумно,
безусловно и преданно. И вроде бы он уже начинает как-то привыкать жить без
неё, тем более, что на недостаток заботы и общения он пожаловаться не может –
его окружает и семья, и друзья, и разные прочие жители этого населённого пункта
– как вдруг в его картине мира случается радикальный переворот. Его некоторая
зацикленность на погибшей жене вынуждает его своровать из участка коробку с
вещдоками, связанными с делом о её смерти. А их пристальное изучение в
ностальгических целях, помноженное на навыки детективной работы и
соответствующий склад ума, приводят к совершенно неожиданным результатам. В общем,
Ингимундур выясняет, что жена ему изменяла. А городок, вы помните, маленький,
все тут, как на ладони. То есть, этот самый полюбовник ходит где-то тут же как
ни в чём не бывало, продолжает здороваться и, например, ловить с ним рыбу.
И дальше мы видим историю о том, как человеком завладевает навязчивая идея.
На наших глазах из приятного, но придавленного горем человека Ингимундур
превращается в одержимого, который ни перед чем не остановится ради выполнения
своей обсессии.
Но режиссёр Хлинур Пальмасон делает небанальный ход. Достаточно долгое
время кажется, что фильм вот-вот сорвётся в насилие, что мы смотрим про
очередную победу внутренних демонов, но в Ингимундуре снова что-то щёлкает, и
он выруливает из пике.
Притом, надо сказать, всё это преподано нам с достаточной психологической
достоверностью, сомнений в возможности изображаемого развития событий ни разу
не возникает. Скорее всего, в маленьких (депрессивных?) исландских городках, да
и вообще в небольших общинах так оно всё и происходит. Сегодня вы лучшие друзья
и выпиваете вместе. Потом вы гоняетесь друг за другом с топорами, и не дай бог,
догоните. А потом снова садитесь пить чай и качать головами с недоверчивыми
улыбками, «А как это мы, а чего это мы с тобой, Гудмундурыч?».
Комментариев нет:
Отправить комментарий