Актриса, актриса и актриса
(«Правда», реж. Хироказу Кореэда, Франция-Япония, 106
мин.)
Предыдущий фильм Хироказу Кореэды, «Магазинные воришки», рассказывал о
любящей и заботящейся друг о друге семье, которая, на поверку, семьёй не оказывалась.
Фильм «Правда», снятый Кореэдой во Франции и безо всякого привлечения японских
реалий, говорит о настоящей семье, раздираемой сложными взаимоотношениями. Если
это можно назвать режиссёрским почерком, то два этих фильма связывает
исключительно это – постоянное или почти постоянное присутствие в кадре
каких-то болтающихся вместе родственников или псевдородственников. Персонажи почти
никогда не показываются на экране в одиночестве.
Катрин Денёв играет стареющую актрису. Что всегда приводит к искушению
предположить, что играет она сама себя. Однако, как мне кажется, в «Правде» это
не совсем так, и Катрин Денёв ещё не превратилась в ходячую функцию, когда
человек исключительно обозначает своё присутствие в кадре, выезжая на прошлом
багаже и заслугах – в просторечии это называется «торговать хлебальничком».
Катрин Денёв, как мне кажется, именно играет. Играет личность и судьбу,
несколько отличные от своей собственной. Вот именно, что героиня «Правды», вышедшая
уже на пенсию примадонна Фабьенн, вот как раз именно она и испытывает возрастные
сложности с профессией. В начале фильма она вроде бы завершает карьеру, потом в
середине, в результате сложных отношений с вернувшейся из США дочерью-драматургом
(Жюльетт Бинош), решает, что у неё ещё хватит пороху в пороховницах, потом внезапно
испытывает страх перед камерой, в общем, продолжает профессиональное движение в
разные стороны, не сдаваясь возрасту и обстоятельствам. Пытаясь не сдаваться. Тем
самым, скорее Фабьенн изображает Катрин Денёв, чем наоборот.
Катрин Денёв 76 лет. Не исключено, что при написании сценария «Правды»
Кореэда до некоторой степени пользовался историей её жизни и настоящего
состояния. Так, в «Правде» постоянно упоминается некая Сара, в юности
соперничавшая талантом с Фабьенн и, по всей видимости, безвременно покинувшая
этот мир. Что невольно наводит на ассоциацию с Франсуазой Дорлеак и усугубляет
вроде бы отогнанное от себя ощущение, что Денёв отчасти играет историю своей
жизни.
В таком случае, Бинош должна была бы играть своеобразную Кьяру Мастроянни,
но нет. у роли Бинош совершенно другая функция и другой прицел. Бинош как раз и
вносит в «Правду» тот самый баланс, благодаря которому этот фильм перестаёт
казаться завуалированной биографией Катрин Денёв. Это фильм обо отношениях
матери и дочери. Да, мы вынуждены признать, что очередной. В очередной раз
талантливая, но деспотичная мать на склоне лет пересматривает свои взгляды на всегда
желавшую ей подражать, но не пошедшую в неё талантом дочь. Пересматривает, признаёт
за ней право на собственную жизнь и судьбу и отчасти примиряется с её выбором.
И в общем, таких фильмов было и будет ещё много, никакой америки в этом
смысле Кореэда не открывает. Особенность «Правды» как раз в том и состоит, что
мы – вероятно, в один из последних всё-таки разов – можем насладиться полным
блеском поздней Катрин Денёв. Оттеняемой не менее прекрасной Жюльетт Бинош. Ну,
и если уж на то пошло, музыку к фильму написал Алексей Айги. Что для нас тоже немаловажно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий