пятница, 29 марта 2019 г.

Возвращение блудного отца


Возвращение блудного отца

(«Ага», реж. Милко Лазаров, Болгария-Германия-Франция, 96 мин.)

В сущности, фильмы модного в последнее время жанра этнодрама снимать куда как легко. Поехал куда поэкзотичнее, нанял (видимо, задёшево) местных актёров – а даже и не обязательно актёров, потому что кто их там разберёт – и, в общем, всё. Дело готово. Актёры говорят на местном языке, что уже потенциально делает фильм непохожим и экзистенциально значимым. На сюжет особенно заморачиваться не нужно, с сюжетом есть два равноудалённых варианта. Это может быть что-нибудь классически западное, просто перенесённое на этно-почву и обретающее от того новые смыслы (что-нибудь типа «Кармен» всегда работает). Либо типичные для этно-драмы поиски своей идентичности, возвращение и припадание к корням. Всё это дело по вкусу приправляется этномузычкой – и вуаля.



Только почему-то на выходе получаются очень разные вещи. Можно использовать все вышеизложенные ингредиенты и получить вполне достойное произведение, как вот недавний колумбийский фильм «Перелётные птицы». А можно быть как Милко Лазаров.
При том, что снято очень красиво, но это вообще характерная особенность всех этно-фильмов. Уж если профессионал своего дела, выезжая на экзотическую натуру, не найдёт там красивых кадров природы, ему вообще сложно думать об успешности в профессии.
Где-то далеко-далеко на красивом заснеженном севере живёт пара, уже достаточно пожилые муж и жена, представители какого-то из народов Севера. Какого конкретно, в фильме «Ага» (ударение, на всякий случай на первый слог, это имя) не называется, но это правда совершенно для сути фильма неважно. Живут такие в единении с природой, в поте лица добывают хлеб свой и всякое. И всё бы хорошо, но есть у них две проблемы. Во-первых, когда-то, судя по всему, достаточно давно, они поругались со своей дочерью Агой вплоть до того, что та ушла из дома. Или как раз и поругались из-за того, что та патриархальному укладу объединённых с природой родителей предпочла разрушающую душу (ну и тело, до кучи) западную цивилизацию с её сомнительными ценностями. Страна, в которой происходит действие «Аги», тоже не называется, это может быть и Аляска, и Канада, и Россия, официального языка поработившей народы севера цивилизации в фильме не звучит, то есть присутствует некий обобщающий момент. И ничего о судьбе своей дочери родители не знают, а отец ещё и не хочет знать. Вторая проблема – здоровье жены стремительно ухудшается, она предчувствует свою близкую смерть, вся природа вокруг них тоже как бы намекает.
Дальше понятно. Перед смертью жена берёт у своего упрямого мужа обещание всё-таки навестить отбившуюся от патриархальных устоев дочь, что он в конце фильма и делает. Единственное, ему не приходится изнашивать сорок пар сапог и стирать сорок сороков посохов, пока он её найдёт, с этим всё как-то достаточно буднично и просто. Ну, и сразу финал. Все плачут, все чувствуют свою принадлежность, семья превыше всего, зов предков и так далее. Музычка подкачала, точнее, музыкальный редактор плохо постарался, заканчивается всё какой-то современной классикой. Совсем на титрах уже звучит что-то традиционно северное, но, как мне кажется, его надо было раньше пустить. Может, хоть как-то бы вытащило фильм из той снежной пустыни штампов, в которую он изначально сам себя загнал.
Я очень сочувствую тяжёлой (без иронии) судьбе народов Севера во всех странах, где судьба их тяжела. Отзываться о подобном кино нелестно – это, видимо, очень дурной тон. Но поделать с собой ничего нельзя – единственным достоинством «Аги», пожалуй, являются картинки красивой северной природы, в которые Милко Лазаров упаковал свою банальную историю о скрепах, идентитете и прощении.



Комментариев нет:

Отправить комментарий