воскресенье, 6 января 2019 г.

Все голые, все танцуют


Все голые, все танцуют
«Сильвио» (реж. Паоло Соррентино, Италия-Франция, 151 мин.)

П.И.Филимонов

Паоло Соррентино снял фильм про Сильвио Берлускони. В этом предложении нет ничего такого, что смогло бы удивить понимающего синефила. Потому что ещё до «Молодого папы»  и «Великой красоты», до всего того, что непонятным лично мне образом превратило Соррентино в итальянского режиссёра номер один для заграничного потребления прямо сейчас, он снял фильм «Изумительный», о жизни ещё одного итальянского премьер-министра, Джулио Андреотти. Что характерно, и Андреотти в «Изумительном», и Берлускони в «Сильвио» сыграл один и тот же актёр – Тони Сервилло. Не знаю, как там было с Андреотти, не видел, но с ролью Берлускони, судя по всему, Сервилло справляется на отлично. Во всяком случае, с ролью того Берлускони, которого мы все помним по его появлению и поведению в, так сказать, открытых источниках.





Жизнь и привычки Берлускони как никогда прекрасно сочетаются с традиционным для Соррентино киноязыком. В фильме гигантское количество голых и полуголых красивых итальянских женщин, они танцуют под однотипную диско-музыку, и манят. Манят как верующего в собственную непогрешимость политика Берлускони, так и зрителей. В общем, похоже, что самому Соррентино в этом смысле жизнь что-то недодала, потому что в его представлении роскошная жизнь состоит практически исключительно из грандиозных вечеринок с кучей красивых и доступных женщин. Это всё немного похоже на завязку многобюджетного порнофильма, только значительно масштабнее – и со слегка обманутыми ожиданиями зрителей, обилия совокуплений в кадре не происходит, так, раза четыре-пять, по мелочи.
Допустим, история правления Берлускони говорит нам, что именно так оно всё и было, но ведь это воля режиссёра – выбирать тот или иной момент из жизни описываемого в байопике персонажа и педалировать их. Опять-таки, держа в памяти и более-менее аналогичную по антуражу «Великую красоту», можно сказать, что Соррентино выработал свой специфический киноязык, всё дальше, как кажется, увлекающий его в сторону такого представителя итальянского авторского кино, как Тинто Брасс, например. Нет, мы совсем не против, нам нравится смотреть на полуголых красивых танцующих итальянок, мы вообще всегда питали пристрастие к женщинам итальянского типа, но возводить это в правило и выдавать за оригинальное слово в киноискусстве, как мне кажется, всё-таки не стоит.
Фильм не представляет собой  убийственную критику ещё живого Сильвио Берлускони, чего можно было бы, вроде бы, ожидать. Более того, мне кажется, наши переводчики (на этот раз не только русские, но и эстонские тоже) не уловили важного посыла оригинального названия киноленты. В оригинале фильм называется “Loro” – что дословно с итальянского переводится как «они». И всё, что имел сказать Соррентино о противоречивой фигуре Сильвио Берлускони, кажется, он как раз и вложил в это название. В телефоне одной из главных геринь фильма, любовницы Берлускони Киры (парадоксальным образом одну из самых красивых итальянок в фильме играет полячка Кася Смутняк), Берлускони записан как "Он" - большими буквами. На самом деле, нет одного Его, намекает нам Соррентино, а есть многочисленные Они. Они – это, во-первых, разнообразные ипостаси Сильвио, который, наряду со всем вышеперечисленным, периодически действительно помогает народу и всегда выполняет, во всяком случае, так показано в фильме, собственные обещания. С другой стороны, они – это все те люди, которые окружают Сильвио Берлускони, благодаря которым он и стал тем, кем он стал, благодаря которым он и получил возможность вести себя так, как он себя ведёт, которые и сформировали эту фигуру в значительно большей степени, чем она сформировала самоё себя – фигуру человека, которого можно либо бесконечно обожать, либо люто ненавидеть. Южные люди, дикари, темперамент зашкаливает, что взять.   




Комментариев нет:

Отправить комментарий