Хотели как лучше
(«Рождество Эйи на хуторе «Бородатая неясыть», Эстония, реж. Ану Аун, 90
мин.)
П.И.Филимонов
Кинематографисты страны выпустили
очередной образец жанрового кино, за что им, конечно, с одной стороны, спасибо.
Не верю, что это первый образчик семейного рождественского фильма эстонского
производства, наверняка, подобное бывало и раньше. п Но после принятия нами
судьбоносного решения отсматривать, по возможности, все отечественные фильмы это
первый подобный опыт.
Ану Аун собиралась снять милую
семейную историю о приключениях девочки-школьницы и её взрослых друзей и
родственников, где было бы немножко комедии, немножко любовной истории,
немножко приключений – обычные ингредиенты, из которых традиционно лепятся
немудрёные, но добротные рождественские фильмы. Но что-то пошло не так. Выражаясь
спортивным жаргоном, Ану Аун недокрутила. Недокрутила везде. Там, где должно быть
смешно, не смешно. Ты понимаешь, что вот в этом месте зритель должен по-доброму
заливисто рассмеяться или хотя бы улыбнуться. Но не улыбаешься. Там, где должна
быть любовная интрига, её тоже с самого начала нет. Единственное, на что можно
делать ставки – это поцелуются в конце концов персонажи Лийс Лемсалу и одного
из братьев Пиусов или нет – всё-таки фильм почти детский. Целуются, и ещё как. Там,
где должна быть драма, тоже как-то всё чуть-чуть слишком просто открывается.
Сценаристы не были слишком большими затейниками, в такого рода историях ещё классик
рождественской патоки Чарльз Диккенс всё-таки приучил нас к немного большей
закрученности сюжета.
Девочка Эйя почти случайно оказывается
под Рождество на далёком хуторе со странным названием «Бородатая неясыть» в
гостях у человека, который поначалу вроде бы не имеет к ней никакого отношения –
но потом эта часть сюжета поворачивается ожиданной, и потому немного неуклюжей
стороной. Лесу вокруг хутора грозит вырубка, и единственное, что может спасти
ситуацию – это если герои обнаружат гнездо той самой неясыти, которая когда-то обитала
в этих краях, а ныне улетела куда-то на дальние рубежи. Потому что тогда ареал
обитания редкой птицы возьмут под охрану, и вырубку леса там запретят. Как вы
думаете, получается у них это? Интрига невероятной силы.
К самым неуклюжим моментам фильма
я бы отнёс пламенные речи нового друга Эйи, мальчика с того же хутора, который
прямо шпарит наизусть статьями то ли из википедии, то ли аж из самого Брема или
там Бернгарда я не знаю Гржимека – о повадках неясыти и её ценности для
человечества. Прямо вот языком энциклопедии, ничтоже сумняшеся. Во время обеда
прямо поднимается такой эмоциональный мальчик и начинает что-то вроде того, что
«Бородатая неясыть – самая редкая птица в Эстонии. Последний экземпляр был замечен
в живой природе 24 августа 1926 года» - за точность цитаты я не ручаюсь,
точнее, ручаюсь, что она не точна, но суть вы поняли.
К немногим удачам фильма можно
отнести, во-первых, работу Юхана Ульфсака в роли плохого парня, собственно, и
стремящегося из корыстных соображений лес вырубить. А в-главных – чудесную работу
оператора, который настолько хорошо снял природу и диких животных в ней,
насколько это вообще возможно. В общем, животные, по большому счёту, и
спасают этот фильм. И даже когда тот же мальчик начинает пересказывать Эйе
строение и повадки поползня, тусящего тут же, неподалёку, на ветке, это уже не
слишком задевает – где и когда ты ещё увидишь натурального живого поползня? В
общем, вам, юннаты!
Комментариев нет:
Отправить комментарий