Чехургенев, или Тургехов.
(«Дядя, похожий на меня», реж. Катрин Маймик,
Андрес Маймик, Эстония, 110 мин.)
П.И.Филимонов
Новый эстонский фильм режиссёров Катрин и Андреса Маймиков «Дядя, похожий
на меня», вопреки ожиданиям, не оказался комедией. Ожидалось комедии, хотя никто не говорил, что
будет смешно, потому что, в общем, этот семейный тандем, да плюс ещё и
примкнувший к ним исполнитель одной из главных ролей Райн Толк прославились
прежде всего фильмом «Яан Ууспыльд едет в Тарту», лучшим, на мой взгляд
эстонским фильмом нового времени, пока не превзойдённом. После этого последовали
чуть менее удачные «Кормораны», тоже кино комически-социальное. И вот новая
работа группы единомышленников. Так что я не читал никаких предварительных
аннотаций и табулой расою шёл на комедию. И нет, не комедия. Но я не жалею,
фильм всё равно хороший, а Роман Баскин так вообще отхватит в следующем году за
него наш местный Оскар – практически в этом не сомневаюсь. Баскин очень хорош,
Баскин фееричен, и как раз он и вносит тот элемент гротеска и комичности в это
в остальном пронизанной лёгкой и где-то даже грустной ироничностью
повествование. То есть, даже, может быть всё-таки и комедия. Но не такая, что
поржать. А такая, чтобы уголком рта улыбнуться, да призадуматься.
Личная жизнь музыкального критика Хуго даёт трещину. Он расстаётся с
любимой женщиной и уезжает в приморские леса писать новую
музыкально-критическую книгу. Предыдущая вроде бы имела успех, можно бы
продолжить в том же духе. Но, понятное дело, он всё думает об оставившей его и
оставленной им женщине, работа не очень клеится, а тут ещё внезапно в
писательских лесах нарисовывается его выживающий из ума блудный папаша с
утверждением о том, что жить ему осталось считанные месяцы, если не недели, и
вот он, мол, приехал умереть подле отпрыска в надежде на достойные
похороны.
В общем, из этой завязки более-менее всё ясно. Дальше начинается история
про тургеневское взаимное непонимание отцов и детей, переплетённая с почти
чеховской историей о почти неосуществившейся любви, и до кучи дополненная классической абсурдистской коллизией вокруг пресловутого близкого умирания
отца. Принципиально ничего нового режиссёры фильма нам не показывают, но то,
что они показывают, выполнено настолько элегантно и правдоподобно, приправлено
настолько точной игрой актёров (особенно восхищает, повторю, Роман Баскин в
роли «умирающего» папаши), что смотрится на одном дыхании. И вызывает в
организме некие размышления на затронутые авторами фильма темы. Что значит –
быть хорошим отцом? Как современному мужчине под сорок избавиться от
инфантилизма? Надо ли, с другой стороны, от него избавляться? Насколько
генетически предопределено, что по достижении определённого возраста мы так или
иначе становимся похожи на своих родителей в худших их проявлениях? Смотрите – это получается, что наших любимых мужчин и женщин мы
выбираем сами, друзей мы любим тоже за что-то, а вот что родителей, что детей
обязаны любить какой-то непонятной безусловной любовью, только потому, что они
нас породили или, в обратном случае, наоборот, являются нашим порождением. И
куда мы, спрашивается, ушли от первобытного общества, с его инстинктами и зовом
крови? Не очень, получается, далеко.
Фильм, возможно, и не копает так глубоко, но в том-то, значит, и состоит
его достоинство, раз он способен в одном отдельно взятом зрителе докопаться вот
аж до таких глубин. Суммируя – фильм хороший по обоим направлениям - и с сюжетной точки зрения, интересно знать, чем
всё закончится, и с точки зрения поразмышлять об определённом аспекте жизни, о
животрепещущем, и, понятное дело, не имеющем однозначного решения вопросе,
который подняли авторы. Ну и вообще, отечественный производитель, все дела.