Скромное обаяние каннибализма
П.И.Филимонов
Много раз замечал, что вещи и события серийны. Если что-то внезапное случается один раз,
оно непременно практически сразу же случится и во второй раз. Потом может
подотпустить, но парные выступления – почти обязательны. Касается это как
приятных вещей, так и, к сожалению, не слишком приятных. На кино, а точнее, на
работу прокатчиков, как выяснилось, правило тоже вполне себе распространяется.
Так получилось, что в июле на экраны страны вышло аж целых два фильма про
каннибалов. Про первый из них – «В тихом омуте» -Киноптикум писал не так давно,
сейчас о втором. Второй из них – это американский фильм датского режиссёра
Николаса Виндинга Рефна «Неоновый демон». И в том, и в другом фильме
каннибализм не является тем фокусом, вокруг которого всё вертится, но, если в «Тихом
омуте» он и вовсе служил просто как бы прикладным описанием и характеристикой
действовавшего там семейства собирателей мидий, то в «Неоновом демоне» он
всё-таки изрядным образом является сюжетообразующим ядром. Надеюсь, что не
проспойлерил, потому что он там довольно глубоко закопан и вылезает на
поверхность не сразу.
И хватит о каннибализме, хотя тема, безусловно, актуальная и
животрепещущая.
Теперь поговорим о другом. Поспорим о женской красоте, как бы безнадёжно
это ни звучало. Вот лично я не считаю исполнительницу главной роли в «Неоновом
демоне» Эль Фэннинг шибко красивой актрисой. Ещё когда её нашёл там, где он всегда
их находит, нестареющий маэстро Вуди Аллен, и сделал её очередной своей музой,
ещё и тогда я про себя подумал, что за дурнушку он на этот раз откопал.
Обаятельную дурнушку, не спорю. Талантливую в актёрском смысле дурнушку, не
спорю. Но дурнушку. Впрочем, это, конечно, мой личный вкус. Мне вообще
блондинки не шибко нравятся. Whatever. Замут же «Неонового демона», главная
загогулина, из которой проистекает всё следующее и последующее, заключается
именно в посыле о том, что героиня Эль – безумно красива. Красива, естественна
(с чем я, как раз, согласен), божественна, не-от-мира-сегошна. Насколько быстро
она пробивает себе все дороги и открывает себе все двери в жестоком модельном
бизнесе, настолько же стремительно и становится объектом зависти своих
коллег-сомоделей. И, по большому счёту, единственная глобальная моя лично
претензия к этому фильму в том, что именно в это как раз и не верится. Я не вижу,
чем Эль Фэннинг прекраснее злых сватий-бабарих, объявивших на неё охоту. Ну
ладно, одна из них напрямую сообщает собеседникам и зрителям обо всех своих
пластических операциях, которые были призваны сделать её лучше, ну так и что.
Издержки производства, так поступают все женщины, кози фан тутти, мы всё
понимаем. Не хуже она. Можно даже сказать обратное – что одним даётся
колоссальным трудом над собой, прохождением через боль, пот, кровь и слёзы, то
другие получают с рождения и просто нежно перепархивают с цветка на цветок,
собирая нектар и прочие финансовые ингредиенты. Каждому своё.
Так что примем удивительную красоту Эль Фэннинг за условность, сделаем это
допущение, необходимое для нормального восприятия этого фильма. И тогда
наступит праздник глаза и уха. Фильм безумно красив. Чисто визуально. Кадры
выстроены, иногда, кажется, даже с пренебрежением к развитию сюжета, красота
картинки волнует Виндинга Рефна не в пример больше. И он, наверное, прав. Фильм
о дьявольской природе красоты и должен быть дьявольски красив сам по себе.
Тогда метафора считывается легче и, что, опять-таки в свете этого фильма важно,
естественнее. Плюс саундтрек, отвечающий за атмосферку. В общем, если вы любите
стильно-красиво- вычурное, а при этом ещё и с кровищей и прочими извращениями –
это для вас. Что-то типа Дэвида Линча лайтс, как мне казалось на всём
протяжении просмотра. Положительное отличие от Линча – кристально понятная
история, которую можно внятно пересказать. Отрицательное отличие – Рефн не
заходит в область нечеловеческую, в область чистой мистики, его зло – оно всё в
людях. Красота – это страшная сила. В этом фильме страшная в самом натуральном
смысле этого слова. Как страшно жить, вот это всё. Жестокий мир модельного бизнеса.
Ну и плюс какая-то часть злодеев будет наказана по заслугам. Хотя не все, что
тоже важно и жизненно. В общем, я рекомендую. Стильное кино.
Комментариев нет:
Отправить комментарий