вторник, 5 июля 2016 г.

Всё, как я люблю

Всё, как я люблю
П.И.Филимонов
Фильм французского режиссёра Брюно Дюмона, которые русские прокатчики назвали самым странным из всех возможных вариантов образом - «В тихом омуте» (в оригинале он называется что-то вроде «Малютка», в приблизительном переводе с эстонского «Странный отпуск», и то, и другое название, на мой взгляд, гораздо более адекватны, но, скорее всего, я придираюсь) – это пиршество для глаза и уха. Там есть всё, что я люблю. Ни одного нормального персонажа. Аристократическая семья ван Петигенов – все, как на подбор, весёлые клинические идиоты. Казалось бы, кроме юной Билли ван Петигем (в исполнении актрисы Раф), но с Билли тоже далеко не всё понятно – то ли это мальчик, переодевающийся в девочку, то ли, наоборот, девочка, переодевающаяся в мальчика. На протяжении фильма эти две версии сменяют друг друга с калейдоскопической быстротой, ставящей в тупик даже доблестного инспектора Маршана, резюмирующего непонятную ситуацию по-хрущёвски просто:
- Педераст.
Но и это, кажется, неправда, и не суть важно. О мотивировках же подобного поведения Билли вообще неуместно говорить, потому что фильм Брюно Дюмона тем и хорош, что почти лишён всяческих мотивировок. Весёлая шизофрения.
Можно было бы внезапно перейти на серьёзные морализаторские рельсы и сказать, что изображение семьи ван Петигем есть сатира на современное буржуазное общество, но в фильме показан и другой край – семья бедных собирателей мидий Брефоров – и с ними всё, мягко говоря, едва ли не ещё хуже. Так что в этом смысле аристократы даже лучше – они хотя бы весёлые идиоты. В семье дегенератов-Брефоров веселье – незваный гость. Общую картину дополняют два кретина-полицейских, присланных в эту приморскую местность расследовать участившиеся здесь пропажи людей. Инспектор Маршан – человек гигантских габаритов, который, по его собственным словам, распухает каждый раз, когда не раскрывает преступление (то есть, всегда), а, чтобы разглядеть на песке возможные улики, ему приходится ложиться на своё огромное пузо.  



Итак, нормальных людей нет. Всё как в жизни. Что же касается сюжета, то, на фоне уже упоминавшегося поиска пропавших людей, разворачивается история любви мальчика-девочки Билли и одного из отпрысков дегенеративного семейства Брефоров, награждённого родителями тем самым именем Малютка, которое и вынесено в название оригинального фильма. Казалось бы, что может ещё пойти не так в мире, полном идиотов, кретинов и дегенератов? Обернитесь. Вспомните свой сегодняшний день. Или вчерашний. Да любой. И сами ответьте себе – не так может пойти всё. И в этом фильме оно идёт. Брюно Дюмон и актёры (среди которых есть ряд самых настоящих звёзд с международной репутацией – гиперэкзальтированная Жюльетт Бинош или внезапно возносящаяся, правда не до конца, Валерия Бруни-Тедески) резвятся напропалую. Здесь вам и летающие люди, и падающий с ритуальных носилок младенец-Иисус, и загадочная всё в том же своём весёлом идиотизме фраза одного из ван Петигемов “we know what to do, but we dont do”, и образцы гениальной дедукции со стороны инспектора Маршана, всё, чего пожелает ваша душа, если вы любите абсурд, считаете его неотъемлемой частью жизни и не раздражаетесь от него, но восторгаетесь им.
В этом смысле фильм Брюно Дюмона очень жизненный и реалистичный. Много ли в жизни есть места логике и последовательному развитию событий? Чем дальше в лес, тем толще партизаны, как некогда шутила одна в остальном ничем не примечательная знакомая. Так что запомните главное: если вдруг, по той или иной причине вы вдруг почувствуете, что отрываетесь от земли и зависаете в воздухе, а ветер несёт вас куда-то над морями и нет никакой мочи остановиться, нужно громко и часто закричать:
-Малфой-Малфой-Малфой-Малфой! – и помощь придёт.
Хотя ничего с вами не случится. Вы же не из Лилля, в конце концов. И даже не из Туркуэна.

We know what to do, but we don’t do. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий