понедельник, 22 февраля 2016 г.

  • Сын Саула. Еврейский взгляд


Коэла Малкина

Конечно, фильм  страшный; смотреть его тяжело, захлёстывают эмоции. Иногда это ощущение собственной беспомощности, невозможности помочь герою, иногда – раздражение, непонимание, зачем ему ребе и кадиш посреди этого ада... 

Но попробуем отвлечься от эмоций. В конце концов, это не первый и наверняка, не последний фильм о Холокосте.

Традиционный анализ еврейского текста подразумевает обращение не только к первому, второму смыслу, а ещё и к Танаху (Ветхому завету). То есть рассматривается духовная, астральная проекция происходящего. Кем же является герой фильма в этой проекции? 



Кажется, у Саула Ауслендера не только фамилия говорящая, но и имя, «непредсказуемый восточный властелин, который колеблется между внезапным великодушием и неуёмной яростью (возможно, с маниакально-депрессивным оттенком), всегда храбрый, несомненно одарённый, но балансирующий на грани помешательства и временами преходящий её» -- Саул, первый царь народа Израиля и основатель единого Израильского царства. Саул, который возвысил юного Давида, фактически сделал его сыном, женив на своей дочери; потом пытался его убить. Саул, покончивший самоубийством в битве с филистямлянами.  

Параллели, пусть не очевидные, имеются. Герой фильма, будучи членом зондеркоманды, «убивает» мальчика. И тогда становится понятным, зачем он ищет ребе – спасти народ и себя тоже. В общем, хочется верить, что он не повредился в рассудке, а просто понимает, что и сам вскоре погибнет, и этот кадиш и по нему тоже. Ибо «по ком звонит колокол»... Без боязни Саул ищет ребе, громко произносит молитву, бежит из лагеря с самозванцем-«ребе» - 
чистое самоубийство в этой битве. И конечно, гибнет со своими товарищами, как еврейский царь Саул со своими сыновьями. Кстати, источников, помогающих восстановить факты правления (да и существования) Царя Саула не сохранилось.
Кроме, конечно, 1-ой и 2-ой Книги Царств. В этом смысле фильм "Сын Саула" – «памятник неизвестному еврею». Был ли Саул или не был, не известно, но подобный  страшный путь прошли многие. 

Из  иудейской истории известно, что  преемником Саула стал умный, сильный, талантливый царь Давид; Давид, победивший Голиафа; идеальный властитель. После Второй Мировой войны появилось государство Израиль, произошло Возрождение еврейской истории, государственности. Поэтому, наверное, фильм называется не «Саул», а «сын Саула». Название дарит пусть маленькую, но Надежду. Амен. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий