Путешествие в Икстлан 2.0
P.I. Filimonov
Много ли вы знаете о колумбийском
кино? Много ли вы знаете о джунглях Амазонии? Много ли вы знаете о Карлосе
Кастанеде и друге его дон Хуане? Много ли вы знаете о волшебном ритуале
айяхуаска?
Как бы вы ни ответили на
поставленные выше вопросы, у меня для вас хорошие новости. В кинотеатре
«Сыпрус» пока ещё демонстрируется чудный фильм «Объятие змея», выдвинутый в
этом году на получение Оскара в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Фильм этот может как ответить на некоторые из ваших вопросов – если вы ответили
на мои отрицательно, так и задать новые – если на мои вопросы вы ответили
положительно. В некотором роде это такой фильм-матрёшка. Ты открываешь его, а
оттуда лезет новый. Открываешь и новый, а там виднеется следующий, ещё меньше.
И так далее.
Фильм колумбийского режиссёра
Чиро Герры «Объятие змея» проще посмотреть, чем пересказать. Точнее, в
пересказе он выглядит предельно скучно и лаконично. Фильм повествует о двух
путешествиях, немца и американца, по джунглям Южной Америки, совершённым в два
разных исторических периода. Объединяет эти два путешествия фигура проводника
Карамакате, шамана и вообще последнего из могикан (в том смысле, что он действительно
последний оставшийся в живых представитель своего племени, не могикан,
разумеется) плюс загадочное и сакральное растение якруна, которое ищут оба
путешественника. Ищут с разными целями. Причём оба находят. С разными исходами.
Вот и вся фабула. Но в хорошем
кино дело никогда не было в фабуле. Я никогда не любил умные разговоры
псевдобогемных клочковатых юношей о Кастанеде, пейоте, мескалине и прочих
прелестях латиноамериканского быта, ведущиеся ими, главным образом, для
привлечения таких же псевдобогемных золотушных девочек в полосатых чулочках. Я
бы сажал этих юношей и девушек в кресла и в приказном порядке показывал бы им
«Объятие змея». Хотя бы потому что в фильме есть один момент – ну, для меня он
был чётким, как щелчок глиняного пулемёта Пустоты – когда ты на несколько минут
выпадаешь из действительности. Вот просто не понимаешь, ты проспал последние
сорок минут или нет, и что это такое тебе показывают, и почему всё вдруг совсем
по-другому? Безо всяких расширяющих сознание средств, заметьте. Не считая
кинематографа, разумеется.
Используя пафосный
профессиональный жаргон тех же юношей и девушек, можно сказать, что фильм - о
познании себя и о путешествии в глубины собственного существа. При этом снят он
так, что тот самый пафос и голубой глаз расплываются в умелых руках оператора,
грубо говоря, нам показывают постмодернистского, ироничного, где-то даже
хипстерского дон Хуана. Есть огромный риск, намекает нам Чиро Герра,
погрузившись в себя и изрядно там поблуждав, обнаружить совсем не то, на что ты
рассчитывал. А то и вообще не обнаружить ничего. А на поверхность уже никак.
Это билет в один конец. Вот и сиди потом, и думай, как жить дальше. Совы, как говорилось в другом фильме, не то,
чем они кажутся.
На вопрос, насколько реальным
является превращение в обезьяну, каждый сможет ответить для себя сам, посмотрев
«Объятие змея». Ответы, я полагаю, будут самыми разными, и, только
рассматриваемые вместе, смогут дать сколько-нибудь внятную картину
происходящего на экране, картину того, как, а главное, зачем это снималось.
Гарантирую, что это один тех
фильмов, которые не скоро вас отпустят. Вне зависимости от того, понравится он
вам или нет. А разве не это – цель наших бесконечных походов в кинотеатры?
А якруна сама по себе – дело
десятое.
P.S.
Этим текстом мы начинаем блог о хорошем кино, которое показывают в Эстонии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий