Кен («Барби»/“Barbie“, реж. Грета Гервиг,
США-Великобритания, 114 мин.)
П.И.Филимонов
Слоган фильма «Барби», если кто видел трейлер, примерно такой, что если вы
любите куклу Барби, это фильм для вас, если вы ненавидите куклу Барби, этот
фильм тоже для вас. Мысль можно продолжить тем, что если вы к кукле Барби
безразличны, этот фильм, тем не менее, всё равно для вас.
Грета Гервиг пытается простым языком – хотя как простым, кажущаяся простота
достигается долгими скрупулёзными упражнениями – говорить о важных вещах. О
феминизме и равноправии. О стереотипах и ролевых моделях. И если кое-где она
уходит чуть-чуть слишком глубоко в дидактизм и назидательность, ей это,
ей-богу, можно простить. Потому что фильм – лёгкий, смешной, совсем не детский,
и даже совсем не девочковый. Ну то есть, как мне кажется, кампания по надеванию
розового на премьеру и просматриванию фильма исключительно женским
междусобойчиком – тоже часть ироничного пиара этого кино. Можно так делать,
конечно, никто не запрещает, но это ни Грету Гервиг, ни кого бы то ни было ещё
ни к чему не обязывает.
Когда я узнал, что снимается фильм – как это сказать-то правильно – по кукле??
– главным вопросом было, откуда они возьмут историю. Ну то есть, если фильм
снят по книжке, понятно, по комиксу – тоже понятно, если он основан на реальных
событиях – понятно и тут. Оригинальный сценарий тоже не вызывает вопросов. Но
написать историю, основываясь только на кукле, казалось мне проблематичной
задачей, как раз грозящей скатиться в сюсюкание и розовый плюш. В итоге
сценарий – едва ли не лучшее, что есть в этом фильме. Да, и сюсюкание, и
розовый плюш в «Барби», конечно, присутствуют – но исключительно как приём,
который совсем не раздражает, и которого, напротив, хочется больше. Идея
отправить Барби и Кена в реальный мир, со всеми вытекающими последствиями –
прекрасна и, возвращаясь к началу этого текста, очень проста. И несёт немалый
комический потенциал. Реализованный всё-таки не совсем до конца. И это говорит
нам о том, что не исключено, что нас ждёт «Барби-2» и так далее.
Ещё два замечания по этому фильму, которые считаю нужным озвучить.
Во-первых, должен констатировать, что, из приходящих мне на ум, это лучшая роль
Райана Гослинга. Вот правда. Если Барби в исполнении Марго Робби – стереотипна,
какой она и должна быть, в ней не то чтобы нет глубины, немножко есть, в ней
нет, пожалуй, сюрпризов, то вот Кен поражает неожиданностью. Этот характер надо
было придумать, простроить и воплотить. Образ Кена – несомненная удача фильма.
Точнее, одного из Кенов, остальные тоже неплохи, но их роли всё же более
эпизодичны. Скажу страшное: Гослинг переиграл Марго Робби.
Во-вторых, в моём личном Барбигеймере победителя нет. Это боевая ничья, как
бы ни задирали нос поклонники Нолана. Фильм Гервиг чуть провисает в конце,
когда она зачем-то ударяется в уже упоминавшееся поучательство, но по идее, по
задумке, по красоте и мультяшной нереальности исполнения – это вполне достойный
соперник «Оппенгеймеру».
Наконец, он смешной. Я не помню (вру, помню, но это не очень важно), когда
я в последний раз видел новый фильм, на котором было бы написано «комедия» и он
бы при этом был действительно смешной. «Барби» - смешная. И тоном, и отдельными
эпизодами, и неожиданными ломками четвёртой стены, и немножко той фигой в кармане, (хотя английский образ „tongue in cheek“ тут ещё лучше подходит) с которой, как кажется, фильм снимался.