(«Лесоруб»/“Metsurin tarina“, реж. Микко Мюллюлахти, Финляндия, 99 мин.)
П.И.Филимонов
Я не претендую на знание загадочной финской души, но было время, когда я
довольно часто бывал в Финляндии, притом далеко не только в столице.
Причудливая судьба заносила меня в такие оплоты финской самобытности, как
Коувола и Каяани (да, до попадания в эти города их названия мне тоже ни о чём
не говорили). И вот что я вам скажу.
Фильм Микко Мюллюлахти «Лесоруб» вернул меня во все эти финские городки.
Прямо вот взял и вырвал из сегодняшнего тревожного контекста в тогдашнее
сюрреалистичное крипи-спокойствие. Чтобы вы понимали, жизнь в этих городках,
ну, такой, как я её застал, протекала примерно так, что на неделе все работали
кто где, а в пятницу вечером нахерачивались «Коскенкорвы» и шли петь в караоке
и танцевать хумппу. И уже оттуда, из хумппы и караоке, не вылезали до позднего
вечера воскресенья.
С Пепе, главным героем «Лесоруба», всё примерно так и обстоит, только
вместо караоке и хумппы он с женой принимает в гости своего друга Туомаса, тоже
с женой, и они режутся в карты. И мы не можем никого из собравшихся за это
осуждать – потому что чем наши жизни лучше, ну, допустим, у нас вместо карт
настолки или там походы в кино – сути это не меняет.
Потом жизнь Пепе рушится, рушится по всем пунктам и направлениям, но его
это немало не смущает. Это тоже, как кажется, одно из проявлений загадочной
финской души – субстанции, находящейся на пересечении душ скандинавских и уж
совсем каких-то северных, саамских-лопарских, северных оленей, мельницы Сампо. Ничто
не вызывает бурных эмоций, точнее, нет, это было бы слишком стереотипно.
Эмоции, конечно, есть, но они скрыты глубоко внутри, за стоическим отношением к
жизни и всем её возможным превратностям.
Но жизнь не унимается. Складывается такое ощущение, что она прямо задаётся целью
вывести Пепе уже не из внутреннего, но и из внешнего равновесия, заставить его
потерять лицо (я всегда подозревал что у финнов есть что-то общее с японцами),
стукнуть кулаком по столу, начать ту индустриальную революцию, о которой
мимоходом говорит один его коллега во второй части фильма. К тому же наконец-то
подвозят и мистику. Тоже закономерно – в очень многих фильмах и сериалах (если
вы хотите примеров, то вот хоть «Фортитьюд») про маленькие северные городки
рано или поздно что-то в большей или меньшей степени мистическое просачивается,
есть такое ощущение, даже против воли режиссёров, просто потому, что там сам
воздух такой, что удивляться не приходится решительно ничему – ни маленькой
девочке-парикмахеру, ни опереточному какому-то ясновидящему (впрочем, бываюл ли
они другими?), на загадочной твари, бегающей по улицам города, больше всего
напоминающей помесь медведя и свиньи. Ну а что после этого мёртвые начинают
воскресать – это всего лишь логичное развитие событий.
Если Финляндия кажется вам скучной и примитивной страной, посмотрите
«Лесоруба». Это, пожалуй, та Финляндия, до которой я очень по касательной
дотронулся, которую я люблю и немного боюсь. Где «Коскенкорва» - не вредная
привычка и не неумение отдыхать без применения дополнительных стимуляторов, а
действительно единственный способ справиться с окружающей действительностью.
Потому что, как правильно выразился сын Пепе маленький Туомас, любовь разрывает
вам сердце. И это не обязательно любовь к конкретному человеку. И это
необязательно конкретное сердце. И разрывает она его самым неожиданным для вас и окружающих образом.