Леон Бейтс, коррупция и
немножко педофилии
(«Тебя никогда здесь не было»,
реж. Линн Рэмси, Великобритания-Франция-США, 90 мин.)
П.И.Филимонов
Авторский фильм Линн Рэмси «Тебя никогда здесь не было» длится 90 минут. Я въехал
в него примерно минуте на шестидесятой. С того момента и до конца смотрел не
отрываясь. До этого – как-то рассеянно и с ощущением того, что подобное я уже
видел.
Не совсем так. При том, что фильм Линн Рэмси переполнен
кинематографическими цитатами и отсылками к произведениям классиков самых
разных жанров, он, несомненно, являет собой отдельное целостное произведение ну
если не искусства, о чём всегда можно спорить, то, по крайней мере, добротного
ремесла. Что мы имеем на входе? Достаточно обыденный сюжет про похищенную девочку,
одинокого наёмного убийцу, которого нанимают разузнать про неё и спасти. В процессе
выполнения задания герой, в шикардоснейшем – не скажешь по-другому – исполнении
Хоакина Феникса, поневоле разворашивает осиное гнездо коррумпированно-педофильской
верхушки города, чем и вызывает пришествие окончательного эээ…кабздеца. И мало
никому не кажется.
Сюжет, да, достаточно стандартный для полуартхаусных криминальных фильмов
про нетривиального одинокого мстителя. Но что мы имеем на выходе, усилиями Линн
Рэмси и упомянутого уже Хоакина Феникса? На выходе, мы, во-первых, имеем
колоритнейшего наёмного убийцу, который, при совершении своего
профессионального долга, всем прочим возможным инструментам умерщвления
предпочитает молоток. Которым, натурально, херачит по головам значительно лучше
вооружённых, но более неповоротливых защищающихся. Плюс к этому мы имеем его престарелую
и склонную к деменции маму, безумно напоминающую труп мамы главного героя культового
фильма Альфреда Хичкока (извините, если вдруг проспойлерил, в «Психо», на самом
деле, никакой мамы нет, ещё раз извините). И отношения героя Феникса со своей
пока ещё – на момент начала фильма – живой мамашей тоже поразительно напоминают
отношения Нормана Бейтса с хорошо сохранившимся скелетом. Рэмси только
подчёркивает эту зрительскую паранойю тем, что сам персонаж Феникса тоже её
понимает и каждый раз однообразно, но весело (как кажется ему и его маме)
обыгрывает при помощи ножа и душа.
Во-вторых, на выходе мы имеем наёмного киллера, который постепенно сходит с
ума в результате пережитого в детстве домашнего насилия, унижений и прочих
психологических травм. Я помню много фильмов, где такие граждане становились
маньяками, но вот чтобы настолько дёрганые, депрессивные и неуверенные в себе
субъекты были наёмными киллерами – такого я не припомню. Причём, в общем, выполнению
им его профессиональных обязанностей это не слишком мешает.
В-третьих, на выходе мы имеем ту самую спасаемую девочку в исполнении не
знаю даже какой национальности актрисы Екатерины Самсонов. Екатерина, доложу я
вам, настолько местами напоминает Натали Портман в роли Матильды, что, в тех
сценах, где, естественно, привязавшийся к девочке персонаж Феникса остаётся с
ней наедине, сама собой напрашивается аналогия ещё с одним фильмом. Её Рэмси не
педалирует, разве что совсем чуть-чуть похожим чокероподобным ожерельем
Самсонов, но поделать ничего нельзя, особенно на крупных планах Екатерины.
В-четвёртых, на выходе мы имеем достаточно гремучую смесь из всего вышеизложенного,
щедро приправленную обильно льющейся кровищей, запредельными извращениями
человеческого мозга и флэшбеками в детство главного героя, каждый из которых
ведёт его к новой попытке самоубийства. Надо было считать, сколько их за весь
фильм он совершает. Штук пять, как минимум.
Стоит смотреть, если вы ещё не поняли.